Преобразование юридического лица – Реорганизация в форме преобразования юридического лица: порядок и нюансы процедуры

Содержание

Реорганизация юридического лица

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Реорганизация юридического лица

Суть реорганизации в том, что деятельность одного юр.лица прекращается за счет начала деятельности другого.

В процессе своей деятельности предприятия и учреждения могут изменять не только политику по отношению к клиентам, контрагентам, конкурентам, но и организационно-правовую природу, которая заключается в изменении правового статуса.

Понятие реорганизации юридического лица

Суть ее в том, что деятельность одного юр.лица (предприятия, организации) прекращается за счет начала деятельности другого (других).

Однако, не всегда субъект ликвидируется, о чем будет указано ниже. Не нужно путать реорганизацию с ликвидацией, поскольку в последнем случае отсутствует передача прав и обязанностей своему правопреемнику.

То есть, плавный переход из одной формы в другую – вполне нормальный процесс, с учетом необходимости его запуска и проведения. Это способствует развитию других форм деятельности, решаются определенные проблемы по выживанию конкретного предприятия.

Признаки реорганизации юридического лица проявляются в особенностях проведения этой процедуры. Варианты и способы реорганизации юридических лиц выбираются или самостоятельно субъектом, если есть намерение провести добровольную реорганизацию, или судом (гос.органом), если происходит принудительная реорганизация.

Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация реализуется в следующих формах:

Слияние: идет прекращение юридического лица путем реорганизации и образования другого.

Особенности:

  • Участвует как минимум две компании;
  • Ни один субъект не сохраняет свое правовое положение – происходит их ликвидация;
  • Все активы «вливаются» во вновь созданный субъект.

В форме присоединения: идет процесс присоединения одного лица к другому.

Особенности:

  • Присоединяться могут сразу одно или несколько субъектов;
  • Те, кто присоединяются, теряют свою правовую природу, передавая все активы третьему лицу, то есть происходит их ликвидация;
  • Третье лицо (то, к кому присоединяются) приобретает права и обязанности, при этом продолжает функционировать;

Разделение: представляет собой процесс деления одного субъекта на несколько. Условно говоря, предприятие «раскалывается» на части. Они представляют собой объем активов, каждый из которых переходит к новому субъекту.

Особенности:

  • Разделяется только одна организация, а образовываться может несколько одновременно;
  • Разделенное предприятие прекращает свое существование, т.е. происходит его ликвидация;

В форме выделения: субъект передает часть своих активов вновь созданному юр.лицу, при этом не теряет свою правовую природу.

Особенности:

  • В процессе выделения создается одно или несколько субъектов;
  • Предприятие, которое отдает часть своих активов, продолжает существовать;
  • Процедура выделения сопровождается передачей только части активов, а не всех.

В форме преобразования: организация продолжает осуществлять свою деятельность в иной организационно-правовой форме.

  • Активы, права, обязанности остаются у субъекта преобразования;
  • Никакое другое юр.лицо в процессе преобразования не создается;
  • Субъект проведения реорганизации должен при этом учитывать правовые возможности такого преобразования.

Основания проведения реорганизации

Основание для реорганизации — есть принятое решение учредителей на этот счет.

Что касается слияния или присоединения, то вершить дальнейшую судьбу предприятия могут не только учредители, но и все субъекты, принимающие участие в этом процессе.

Если, например, общество с ограниченной ответственностью решило разделиться на два, три или более отдельных субъектов, тогда высший орган (общее собрание) решает также вопросы порядка, сроков, иные условия.

То есть, прекращение юридического лица путем реорганизации происходит по инициативе его высшего органа (если такой предполагается в той или иной организационной структуре).

Процедура и порядок реорганизации

Реорганизация юридического лица имеет ряд стадий, «ступеней», последовательных действий.

Это связано с тем, что процесс продолжителен по времени; нужно соблюсти установленную государством процедуру; само решение и момент реорганизации связан с реализацией прав и обязанностей, как самого предприятия, так и иных субъектов.

Условия, предписанные законодательно лицу, которое пребывает на стадии реорганизации, обязательно должны быть выполнены:


Действие № 1:

Принятие решения о реорганизации учредителем(лями) или участниками. Оговариваются и документируются важные моменты такого процесса: сроки инвентаризации, аудит, способы оценки активов и пассивов.

Действие № 2:

Письменное извещение органа, который проводит государственную регистрацию, о своем решении. После внесения соответствующих сведений о начале данной процедуры существует необходимость дать два объявления с периодичностью в месяц в специализированные СМИ о начале процесса реорганизации, а также уведомление каждого кредитора в письменной форме. Предъявленные требования кредитором, рамки которых обозначены законодательно, должны быть удовлетворены до момента окончания реорганизации. Кроме того, извещается налоговый орган по месту регистрации.

Действие № 3

Проведение инвентаризации на предприятиях, которые реорганизуются.

Действие № 4

Формируется передаточный акт. Проводится оценка активов, определяется объем прав и обязанностей, которые передаются от одного лица ко второму.

Действие № 5

Формируется заключительная отчетность, разрабатываются и принимаются уставные документы создающегося предприятия и регистрируется новый субъект. Одновременно с этим может произойти ликвидация реорганизуемого, но не обязательно (см. Формы реорганизации).

Данные действия, этапы и порядок вполне могут дополняться иными, поскольку здесь указаны только основные вехи, которые, естественно, подлежат корректировке, в том числе в зависимости от выбранной формы реорганизации.

Проблемы, возникающие в процессе, решаются в строгом соответствии с законодательством.

Особенности реорганизации юридических лиц

Как и в любом институте права, существуют свои особенности реорганизации юридических лиц. В чем они состоят?

  • Субъект проведения реорганизации может трансформироваться не во все организационно-правовые формы, а лишь в те, которые допускает действующее законодательство. Например, ООО не может реорганизоваться в государственное предприятие, а коммерческие – в благотворительные;
  • Сама реорганизация может проходить в рамках, которые определены ГК РФ;
  • Виды, типы или способы реорганизации юридических лиц могут быть как добровольными, так и принудительными. Первый случай рассматривался выше. Во втором – решения могут приниматься судом или Антимонопольным комитетом;
  • Возможность привлечения арбитражного управляющего в случае, если субъект не проводит необходимые действия по реорганизации;
  • Реорганизация проходит с передачей прав (всех или части, в зависимости от формы) и обязанностей правопреемнику. В этом есть особенность и основное отличие от ликвидации предприятия.

Общие признаки реорганизации юридического лица сводятся к возможному созданию нового субъекта и передаче прав и обязанностей правопреемнику.

Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица

Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.

Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.

Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.

Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.

За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.

Возможность обжалования решения о реорганизации

Решение о реорганизации можно обжаловать в судебном порядке. При этом важно учитывать, что заявителями могут выступать только определенные лица, например, участники юр.лица или уполномоченные представители гос.органа.

Кроме того, существуют четкие сроки для подачи такого заявления в суд. В данном случае будет идти речь о признании самого решения недействительным как правового акта.

Независимо от того, кто его принимал, в добровольном или принудительном порядке, право на обжалование неотъемлемо, с учетом изложенных особенностей.

Последствия реорганизации юридического лица: если нарушены существующие требования и условия, то это может быть основанием для признания решения о реорганизации недействительным.

Вновь созданное предприятие может быть оставлено в реестре, сделки, совершенные таким лицом тоже могут быть действительными, а вот причинение убытков нужно компенсировать.

Но если, например, решение принималось неуполномоченным лицом, или в регистрационные органы предоставлялись поддельные документы, тогда созданное предприятие исключается из реестра.

advokat-malov.ru

Преобразование предприятия

   Преобразование юридического лица предполагает изменение организационно-правовой формы юридического лица. В процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному юридическому лицу уже в новой организационно-правовой форме.


   Осуществляя реорганизацию путем преобразования, необходимо учесть требования закона относительно возможных организационно-правовых форм. Так Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив. (ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Акционерное общество (закрытое или открытое) может быть преобразовано только в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнерство. (ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах»).


   Реорганизация в виде преобразования должна быть осуществленна в обязательном порядке в Обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах при превышении количества участников более 50. Такие юридические лица должны быть преобразованы в открытое акционерное общество или производственный кооператив.

   Необходимо отметить, что в процессе реорганизации путем преобразования происходит ликвидация реорганизуемого юридического лица с передачей всех прав и обязательств вновь создаваемому юридическому лицу. Поэтому о предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов, а также опубликовать сведения о предстоящей реорганизации в периодическом издании «Вестник государственной регистрации».
Все права и обязательства юридического лица, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в передаточном акте, который утверждается соответствующим органом управления.

Для того, чтобы Вы не мучили себя вопросами «Что же такое преобразование?», мы совершим краткий экскурс в понятие. Преобразование юридического лица предполагает изменение организационно-правовой формы юридического лица. В процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному юридическому лицу уже в новой организационно-правовой форме.


 Осуществляя реорганизацию путем преобразования, необходимо учесть требования закона относительно возможных организационно-правовых форм. Так Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив. (ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Акционерное общество (закрытое или открытое) может быть преобразовано только в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнерство. (ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах»).


 Реорганизация в виде преобразования должна быть осуществленна в обязательном порядке в Обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах при превышении количества участников более 50. Такие юридические лица должны быть преобразованы в открытое акционерное общество или производственный кооператив.
 Необходимо отметить, что в процессе реорганизации путем преобразования происходит ликвидация реорганизуемого юридического лица с передачей всех прав и обязательств вновь создаваемому юридическому лицу. Поэтому о предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов, а также опубликовать сведения о предстоящей реорганизации в периодическом издании «Вестник государственной регистрации».Все права и обязательства юридического лица, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в передаточном акте, который утверждается соответствующим органом управления.


Преобразование представляет из себя наиболее сложный процесс во внесении изменений.


Если у Вас встал вопрос о преобразовании, мы всегда рады Вам помочь, оградить Вас от ненужной Вам головной боли, окружить заботой, вниманием и пониманием.

Будем рады, если Вы позвоните нам по телефону 383-40-99, мы внимательно выслушаем Вас, предложим самые быстрые и действенные варианты именно для вашей ситуации.

Вы почувствуете, что попали к профессионалам и Ваше настроение улучшится!

Больше не нужно тратить время на поиски лучшей компании, Вы уже её нашли!


Ниже Вы можете задать вопрос специалисту в чате Skype


3834099.ru

Преобразование (организации) — это… Что такое Преобразование (организации)?


  • Прекращение (организации)
  • Разделение (организации)

Смотреть что такое «Преобразование (организации)» в других словарях:

  • Преобразование организации — Преобразование организации  прекращение юридического лица одной организационно правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому вновь создаваемому юридическому лицу иной организационно правовой формы. Законодательство… …   Википедия

  • ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДЫ — изменение сложившегося экологического равновесия природных комплексов, вызванное хозяйственной деятельностью людей. Может быть связано с хозяйственным освоением новых территорий или восстановлением биологической или иной продуктивности природных… …   Экологический словарь

  • преобразование — 3.14 преобразование (converting): Формирование полимерного сырья, чтобы сделать незаконченное или готовое изделие годным к употреблению. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • преобразование биометрических данных — 4.13 преобразование биометрических данных (biometric transformation): Преобразование ЗБИ, представленной в исходном формате ведущей организации ЕСФОБД, в ЗБИ, представляемую в целевом формате ведущей организации ЕСФОБД. Примечание Данное… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Реорганизация (организации) — – один из видов корпоративных действий, в результате которого происходит одновременное создание одного либо нескольких новых и/или прекращение одного либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния,… …   Википедия

  • Реорганизация организации — Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых,… …   Википедия

  • Русские националистические организации — …   Википедия

  • Социалистическое преобразование сельского хозяйства —         формирование социалистических производственных отношений в деревне, важнейшее звено построения Социализма. Этот процесс предполагает, с одной стороны, создание крупных государственных с. х. предприятий, с другой постепенное объединение… …   Большая советская энциклопедия

  • ОСТ 1 02553-85: Комплексы пилотажно-навигационные цифровые самолетов и вертолетов. Общие требования и принципы организации эксплуатационного контроля — Терминология ОСТ 1 02553 85: Комплексы пилотажно навигационные цифровые самолетов и вертолетов. Общие требования и принципы организации эксплуатационного контроля: 1. Вычислительная система Совокупность оборудования комплекса для обработки и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ — действие, включающее различного рода манипуляции с образами представлениями (см. Манипулирование образом), активно выполняемые в сфере, сознания. Это и сукцессивное (развернутое во времени) восприятие, и всякого рода измерительные операции, и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Вопросы электромагнитобиологии, Роберт Тигранян, В книге исследуется механизм действия сверхслабых доз импульсного неионизирующего излучения. В качестве непосредственно воздействующего физического фактора рассматриваются возбуждаемые… Категория: Биология Издатель: Издательская фирма»Физико-математическая литература», Подробнее  Купить за 858 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
  • Государственная оборона России. Императивы русской военной классики, Роберт Тигранян, В книге представлены труды по вопросам организации обороны страны, строительства и подготовки вооруженных сил, нравственного преобразования войск таких военных игосударственных деятелей,… Категория: История вооруженных сил России Издатель: Русский путь, Подробнее  Купить за 370 руб
  • Виртуозные команды. Команды, которые изменили мир, Энди Бойнтон, В этой книге рассказывается об эффективном менеджменте и умении руководить командами, нацеленными на внедрение коренных преобразований. При запуске инновационного или крупного продукта или… Категория: Управление, подбор персонала Издатель: Претекст, Подробнее  Купить за 249 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «Преобразование (организации)» >>

dic.academic.ru

Реорганизация юридических лиц

    1. Понятие и формы реорганизации юридических лиц

Реорганизация — специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве. То есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.

Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст.57 ГК РФ1). От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.

1. Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает2.

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества — с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

2. Выделение.Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение. Решение о выделении могут принять либо учредители (участники), либо орган, уполномоченный на то учредительными документами. На это указывает пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

При выделении из состава организации одного или нескольких юридических лиц к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При этом реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность.

В отношении акционерных обществ реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего3, аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью4.

В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:

а) создается одно или несколько новых обществ;

б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;

в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.

Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.

Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона5.

Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.

Решение о принудительной реорганизации в форме выделения из коммерческой организации принимается при наличии определенных условий:

а) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

б) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

в) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном выделении подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (ст.57. п.2 ГК РФ).

3. Разделение. Такая форма реорганизации предполагает прекращение существования юридического лица и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Другими словами, при разделении реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование и передает все свои активы и пассивы новым юридическим лицам, возникшим по решению учредителей (участников) и на основе материальной базы старого предприятия. Разделительный баланс реорганизуемого предприятия является важным документом, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящих к вновь образованным предприятиям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей.6

Важным вопросом реорганизации юридических лиц в форме разделения является вопрос о возможности создания в результате разделения юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Так, например, в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» разделение акционерного общества предполагает возникновение на базе одного — реорганизуемого нескольких акционерных обществ. Другими словами, при разделении юридического лица вновь образованные субъекты наделяются той же организационно-правовой формой, что и реорганизуемое лицо. Данное положение прямо не закреплено в действующем законодательстве, однако косвенное подтверждение сказанному можно найти в существующей нормативной базе.

Таким образом, буквальное толкование акционерного законодательства приводит к выводу о невозможности разделения акционерного общества, приводящего к возникновению юридических лиц иной организационно-правовой формы.

4. Присоединение. В этом случае одно или несколько юридических лиц прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другому юридическому лицу. Согласно Гражданскому кодексу при реорганизации в форме присоединения присоединяющая организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, права и обязанности которой переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющей организации. При этом, как установлено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит запретов на присоединение различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Для реализации своего права они должны совершить действия в определенном порядке.

5. Слияние. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние характеризуется тем, что несколько предприятий образуют одно новое юридическое лицо, а ранее существовавшие субъекты права прекращают свою деятельность. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает число юридических лиц, которые могут выступить субъектами реорганизации в форме слияния. В соответствии со ст. 16 Закона об АО слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Подобное определение содержит и ст. 52 Закона об ООО, согласно которой слиянием обществ признается создание общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.

studfiles.net

Общая характеристика оснований и порядка реорганизации юридического лица — Предпринимательское право

В отличие от индивидуальных предпринимателей, прекращение деятельности которых по общему правилу не предполагает правопреемства, хозяйствующие субъекты — юридические лица могут как полностью прекратить предпринимательскую деятельность (в результате ликвидации), так и иметь правопреемников в отношении их имущества и обязательств.

Реорганизация является таким способом прекращения деятельности юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.

Реорганизация — преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (Современный экономический словарь).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Вопрос о правовой природе реорганизации (а следовательно, об основаниях и порядке ее оспаривания) является в юридической науке дискуссионным.

Реорганизация юридического лица может рассматриваться:

В отсутствие законодательного закрепления понятия «реорганизация» представляется возможным сформулировать следующее ее определение.

Реорганизация представляет собой совокупность юридически значимых действий учредителей юридических лиц и государственных органов, направленных на осуществление перехода прав и обязанностей юридических лиц к другим юридическим лицам в порядке правопреемства, а также совершаемых уполномоченным государственным органом актов государственной регистрации создания и ликвидации юридических лиц, изменений к их учредительным документам.

Статья 57 ГК РФ устанавливает основания реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования):

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
  • по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (в случаях, установленных законом, в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).

Таким образом, в зависимости от основания и субъекта, принимающего решение об осуществлении реорганизации, можно выделить две разновидности реорганизации:

  1. добровольную;
  2. принудительную.

Основания принудительной реорганизации указаны в ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих реорганизацию юридических лиц, прежде всего необходимо назвать ГК РФ, ст. ст. 57-60 которого;

  • содержат общие положения о реорганизации;
  • определяют порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц;
  • регулируют содержание передаточного акта и разделительного баланса;
  • устанавливают гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

ГК РФ устанавливает следующие пять форм (способов) реорганизации:

  1. слияние;
  2. присоединение;
  3. разделение;
  4. выделение;
  5. преобразование.

При осуществлении реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, преобразования происходит прекращение деятельности юридического лица.

Реорганизация в форме выделения не предполагает прекращения существования юридического лица, из которого произошло выделение.

Порядок осуществления и конкретные формы реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм установлены отдельными законодательными актами, к которым относятся:

  1. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и т.д.

Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Ст. 50 НК РФ определяет правовые последствия реорганизации для исполнения обязанностей по уплате налогов, детализирует их применительно к различным формам реорганизации. Так, по общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). В то же время при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Среди источников правового регулирования реорганизации важное место занимают акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Порядок принятия решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации

Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации регулируются ст. 58 ГК РФ. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В результате присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Необходимо отметить, что действующее законодательство содержит определенные ограничения для преобразования коммерческих и некоммерческих организаций в иные организационно-правовые формы, а также прямо предписывает случаи, когда возможно изменение вида юридического лица — его преобразование из некоммерческой организации в коммерческую, и наоборот. Так, общее правило ст. 68 ГК РФ о преобразовании хозяйственных товариществ и обществ только в хозяйственные товарищества и общества другого вида или производственные кооперативы конкретизируется в положениях ст. 92 ГК РФ о том, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. От преобразования как формы реорганизации необходимо отличать изменение вида юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы, происходящее, в частности, при преобразовании закрытого акционерного общества в открытое.

В п. 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрен механизм реализации принудительной реорганизации. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В числе норм, направленных на обеспечение прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц, необходимо назвать в первую очередь требование п. 1 ст. 59 ГК РФ, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Гарантиям прав кредиторов юридического лица при его реорганизации посвящена также ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Порядок осуществления прав кредиторов конкретизируется в законах, регламентирующих правовое положение юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Порядок реорганизации юридических лиц

Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.

Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.

Далее необходимо произвести:

  • государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.

 

jurkom74.ru

Преобразование юридического лица

Преобразование – одна из пяти форм реорганизации юридического лица, которое может проводить ООО, АО и т. д. Согласно ФЗ № 99 от 05.05.2014г. Общество теперь не может преобразоваться в некоммерческую организацию или унитарное коммерческое предприятие, однако другие варианты преобразования остались прежними. В качестве плюса с 1 сентября 2014 г. расширены возможности реорганизации юр. лиц.

Теперь для юридических лиц возможна:

  • реорганизация юр. лица с одновременным сочетанием различных ее форм;
  • реорганизация с участием двух и более юр. лиц (в разных организационных формах, если законом разрешена подобная реорганизация).

Порядок преобразования юрлиц регулируется Гражданским кодексом, ФЗ № 129 от 08.08.2001г., а также ФЗ № 208 от 26.12.1995г. (для АО) и ФЗ № 14 от 08.02.1998г. (для ООО) и другими нормативными актами.

Общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в:

  • иное хозяйственное общество;
  • товарищество;
  • производственный кооператив (ст. 56 ФЗ № 14).

Публичное АО или непубличное АО, в свою очередь, может преобразоваться в:

  • ООО;
  • производственный кооператив (ст. 20 ФЗ № 208).

Когда общество считается преобразованным

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с того момента, как произойдет регистрация новой компании, а реорганизуемое Общество в прежней форме прекратит свое существование (ст. 16 ФЗ № 129). После преобразования новому Обществу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом (ст. 56 ФЗ № 14, ст. 20 ФЗ № 208).

Как происходит реорганизация путем преобразования

Процедура реорганизации юридического лица в форме преобразования происходит в соответствии с имеющимся порядком. При этом реорганизация-преобразование ООО или АО имеет как общие черты, так и свои отличия.

Процедура Реорганизация в форме преобразования
Организация ООО АО
Нормативные акты ФЗ № 14, ГК РФ, ФЗ № 129 и др. ФЗ № 208, ГК РФ, ФЗ № 129 и др.
Принимает решение общее собрание участников Общества общее собрание акционеров Общества
Документ, передающий права и обязанности Общества передаточный акт передаточный акт
Уведомление регоргана о начале реорганизации в течении 3-х дней в течении 3-х дней
Уведомление СМИ о начале реорганизации дважды, раз в месяц в «Вестник государственной регистрации» дважды, раз в месяц в «Вестник государственной регистрации»
Уведомление кредиторов о начале реорганизации В течении 5-ти рабочих дней после уведомления регоргана о начале реорганизации В течении 5-ти рабочих дней после уведомления регоргана о начале реорганизации
Заявление на регистрацию Форма № Р12001 Форма № Р12001
Пакет документов на реорганизацию Учредительные документы, сведения об учредителях, руководителе и т. д. Учредительные документы, сведения об учредителях, руководителе и т. д.
Вносится запись о преобразовании регорганом в ЕГРЮЛ в ЕГРЮЛ

 

По факту уведомления ИФНС вносится запись в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц о процессе реорганизации и о создании нового юр. лица путем реорганизации, а также после регистрации в ЕГРЮЛ.

Сроки реорганизации в форме преобразования

Сам процесс реорганизации путем преобразования может занимать от 2-х месяцев до 3-х и более. ИФНС же (для Москвы – МИФНС № 46) регистрирует документы и вносит запись в ЕГРЮЛ о создании нового юридического лица в течении 7-ми рабочих дней.

Таким образом, можно отметить, что реорганизация юридического лица в форме преобразования – это непростая процедура, которая требует соблюдения множества правил, оформления документов и иных важных действий. Поэтому будьте внимательны, проводя процедуру преобразования Общества (ООО или АО).

См. также:

Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям

www.reghelp.ru

Реорганизации юридического лица — виды и порядок процедуры, реорганизация в форме присоединения

Реорганизацией юридического лица — это способ прекращения деятельности организаций, влекущий создание новых юридических лиц или существенную перемену характера организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

Законодательством РФ предусмотрены следующие формы реорганизации юрлиц:

  • преобразование;
  • выделение;
  • разделение;
  • присоединение;
  • слияние.
Обратите внимание!

Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по общему правилу не предполагает правопреемства. В отличие от ИП, реорганизуемые юридические лица передают права и обязанности другим хозяйствующим субъектам — юридическим лицам (универсальное правопреемство).

Основным нормативно-правовым актом, регулирующих реорганизацию юридических лиц, является ГК РФ, статьи 57-60 которого регламентируют:

  • общие положения;
  • гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации;
  • порядок правопреемства при реорганизации юрлиц;
  • содержание передаточного акта и разделительного баланса.

Информацию о реорганизации фирмы содержит и Налоговый кодекс РФ. Налогообложение АО отличается от налогов, которые платит ООО. Какие есть формы реорганизации юридического лица и каков порядок реорганизации рассмотрим подробнее в представленном материале.

Для реорганизации юридических лиц существуют следующие пять форм (способов):

  • слияние — форма, при которой создается новое юрлицо на базе прекращения деятельности нескольких организаций с передачей всех обязанностей и прав;
  • присоединение — юридическое лицо увеличивает свои активы за счет вливания нескольких других организаций;
  • разделение — создается новое предприятие путем деления юридического лица, прекращающего деятельность, на несколько мелких фирм. Составляется разделительный баланс и осуществляется переход прав и обязанностей;
  • выделение — компания продолжает существовать, работает со сниженными объемами, меньшей численностью участников, сокращаются активы, а из ее состава выводится одна или несколько фирм. По разделительному балансу переходят права и обязанности от реорганизованного предприятия к каждой новой компании;
  • преобразование юрлица означает смену организационно-правовой формы компании. Новая организация получает права и обязанности по передаточному акту.

Все формы делятся на две категории, принадлежность к которым определяется волей учредителей:

  • разделение и выделение;
  • слияние, преобразование и присоединение.

Реорганизация происходит по воле участников, учредителей, уполномоченного уставом органа или без их воли по решению государственного органа, наделенного специальной компетенцией. Срок реорганизации устанавливается решением. Если органы управления в установленный решением срок не уложатся, уполномоченный госорган через обращение в суд назначит внешнего управляющего, который проведет реорганизацию. Внешний управляющий получает права органа реорганизуемого юридического лица и занимается составлением разделительного баланса, учредительных документов вновь образованных юрлиц. Баланс, учредительные документы утверждаются судом, после чего проводится государственная регистрация новой организации в ЕГРЮЛ.

Процедура реорганизации юридического лица проводится:

  • в установленных законом случаях;
  • по решению юридического лица с предварительного согласия уполномоченного государственного органа.

Реорганизация бывает:

  • добровольной;
  • принудительной.
Обратите внимание!

Основания принудительной реорганизации регламентированы в ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Реорганизация считается завершенной после госрегистрации новых юрлиц, за исключением формы присоединения одного юридического лица к другому, когда первое из них завершает реорганизацию после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности присоединенной компании. При этих формах реорганизации обязательства разделяются передаточным актом или балансом с содержанием положений о правопреемстве по всем долгам, включая спорные обязательства. Разделительный баланс или передаточный акт подписывают участники, учредители юридического лица или органы, принявшие решение о реорганизации. Документы предоставляются государственному регистратору вместе с учредительными документами при внесении сведений о вновь возникших юридических лицах в Реестр и изменении учредительных документов существующих юрлиц.

По своей сути ликвидация и реорганизация — совершенно разные понятия. При ликвидации:

  • прекращается деятельность фирмы;
  • не происходит перехода прав и обязанностей к другому юридическому лицу;
  • собранием акционеров, учредителей принимается решение о ликвидации;
  • назначается ликвидационная комиссия.

При реорганизации происходит перерождение предприятия: одно юридическое лицо ликвидируется, вместо него появляются другие компании, проходящие регистрацию в органах юстиции.

Реорганизацию юридического лица можно рассматривать как сделку или акт правопреемства со сложным юридическим составом, в который возможно включение договора слияния или присоединения, такого юридического факта, как сделка.

Обратите внимание!

Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 27 Закона № 135-ФЗ).

Порядок реорганизации юридического лица сводится к следующему:

  • участники, учредители организации или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации;
  • составляется и утверждается передаточный акт или разделительный баланс;
  • создаются изменения к учредительным документам существующих юрлиц;
  • создаются учредительные документы для новых юрлиц;
  • размещение информации в официальном СМИ, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, о начале процедуры реорганизации.
Обратите внимание!

Если реорганизуется предприятие, состоящее из двух и более обществ, публикацию объявления от имени всех участников осуществляет то общество, которое последним приняло решение о реорганизации, или определенное договором о присоединении, либо договором о слиянии.

Вне зависимости от способов реорганизации юридических лиц в течение 3 рабочих дней после принятия решения о реорганизации необходимо направить регистрирующему органу письменное уведомление о начале процедуры с приложенным решением.

После второй публикации информации о реорганизации в СМИ (30 дней со дня выхода первого объявления) необходимо в регистрирующий орган представить пакет документов, связанный с завершением реорганизации. Также должно пройти 3 месяца со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры.

При процедуре преобразования публиковать сведения не требуется, а при присоединении пакет документов нужно подавать в ИФНС РФ по месту нахождения юридического лица, к которому производится присоединение.

Документы при реорганизации в государственный орган подаются:

  • лично;
  • почтой — заказным письмом с уведомлением о доставке и описью документов;
  • в электронной форме.

Процедура завершается госрегистрацией:

  • вновь созданных юридических лиц;
  • ликвидации юрлиц, которые прекращают деятельность;
  • изменений к учредительным документам юрлиц, которые продолжают существовать (при выделении).

Целью изменения структуры предприятия может являться:

  • повышение эффективности бизнеса;
  • выделение или консолидация активов;
  • улучшение системы управления, налогообложения.

Для успешного проведения процедуры реорганизации предприятия обратитесь за помощью к нашим опытным юристам. Наши специалисты имеют значительный опыт в сфере реорганизации предприятий. Мы всегда владеем информацией о нововведениях в работе регистрирующих органов Минюста, ПФР, ИФНС, иных государственных органов, поэтому обеспечиваем проведение процедур и подготовку необходимых документов в кратчайшие сроки по четко определенному плану.

pravo21vek.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *