Последствия введения процедуры конкурсного производства – 126. /

порядок введения и последствия, полномочия конкурсного управляющего.

Конкурсное производство представляет завершающую процедуру банкротства коммерческой организации-должника в российском правовом поле.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства — шесть месяцев, может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном законом.

Цели введения конкурсного производство

  • поиск и аккумулирование имущества должника

  • ликвидация организации

  • соразмерное удовлетворение требований кредиторов

Конкурсное производство открывается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, и/или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными. С момента открытия конкурсного производства должник называется банкротом. В решении суда об открытии конкурсного производства должна содержаться следующая информация:

  • о признании должника банкротом

  • о назначении конкурсного управляющего

  • о последствиях открытия конкурсного производства

  • о сроках продолжительности конкурсного производства и о предоставлении отчета конкурсным управляющим в установленные сроки

Последствия открытия конкурсного производства

  • наступление срока исполнения всех обязательств должника;

  • прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей;

  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

  • прекращается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника (свыше 5 % от общего имущества должника) или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование;

  • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;

  • исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;

  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника;

  • прекращаются полномочия руководителя должника;

  • все требования кредиторов могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

  • С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Конкурсный управляющий — это лицо, назначаемое арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

studfiles.net

Правовые последствия введения процедуры конкурсного производства. — КиберПедия

Согласно статье 126 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и введение в отношении него процедуры конкурсного производства влечет определенные правовые последствия, изложенные в указанной статье.

В частности, в связи с ликвидацией организации-банкрота с момента открытия конкурса считается наступившим срок уплаты задолженности по обязательным платежам, а также срок исполнения денежных обязательств должника.

Так как процедура банкротства подразумевает недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, увеличение размера таких требований представляется нецелесообразным, в связи с чем прекращается начисление санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе, пеней, неустоек, штрафов и т.д. В то же время прекращения операций по счетам должника не происходит.Тем не менее, начисление процентов и санкций по текущим платежам продолжается. Также, исключением из правила является начисление процентов, предусмотренных частью 2.1. статьи 126 Закона о банкротстве. Согласно Закону, такие проценты подлежат начислению исключительно на сумму основного долга, проценты на проценты не начисляются. Также не производится начисление указанных процентов на требования кредиторов, входящих в 1 и 2 очереди.

В отношении сведений об имущественном состоянии должника прекращается режим конфиденциальности и коммерческой тайны. Специалистами высказываются мнения, в соответствии с которыми проблемным аспектом является прекращение режима коммерческой тайны в отношении банковской, аудиторской, налоговой и иной профессиональной тайны в случае банкротства организаций, располагающих такими специальными сведениями.

Прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе и по тем, которые исполнялись в ходе более ранних процедур банкротства, а приставы-исполнители, контролирующие исполнение по таким документам, передают их конкурсному управляющему.

Как установлено в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, исполнительное производство оканчивается. При этом законодательством не предусмотрена необходимость вынесения специального судебного акта – пристав-исполнитель самостоятельно выносит постановление об окончании исполнительного производства. В случае же, если исполнительный лист попадает к приставу уже после признания должника банкротом, то это неминуемо влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.



Все имущественные требования кредиторов, за исключением требований о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и некоторые иные, указанные в Законе, могут быть предъявлены только в особом порядке исключительно в рамках процедуры конкурсного производства.Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, установленный Законом особый режим имущественных требований к должнику позволяет обеспечивать определенность объема его имущества в течение всей процедуры банкротства, создавая необходимые условия как для принятия мер к преодолению неплатежеспособности должника, так и для возможно более полного удовлетворения требований всех кредиторов[10]. По сути, такой порядок призван максимально учитывать интересы всех кредиторов, а также соблюдать баланс их взаимных интересов, даже в случае, когда имущества должника, которое включено в конкурсную массу, недостаточно для удовлетворения всех требований.

В случае наличия требований по неденежным обязательствам имущественного характера, такие требования подлежат денежной оценке и включению в реестр требований кредиторов наряду с денежными. Данное правило было закреплено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35, что изменило существовавшую судебную практику коренным образом[11]. До принятия указанных разъяснений в практике рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве нередко возникали ситуации, когда кредиторы, имевшие неденежные требования, попросту не допускались к участию в процедуре конкурсного производства, так как признавались исключительно кредиторы с денежными требованиями[12].



С имущества должника снимаются все ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом. Как установлено в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59, указанное последствие касается арестов, которые могут быть наложены в ходе исполнительного производства, а также арестов, которые могут быть применены как обеспечительные меры по иным судебным делам, не относящимся к производству по делу о банкротстве[13]. Данное последствие обусловлено необходимостью устранения препятствий в исполнении конкурсным управляющим своего полномочия по распоряжению имуществом несостоятельного должника. Кроме того, все полномочия руководителя несостоятельной организации, собственника имущества организации и иных органов управления переходят к конкурсному управляющему в определенных пределах, установленных Законом о банкротстве.

Норма абзаца 9 части 1 статьи 126 Закона о банкротстве запрещает наложение новых арестов, а также иных ограничений на имущество несостоятельного должника, даже если введение таких ограничений происходит вне рамок дела о банкротстве. В частности, залогодержатель, владеющий имуществом должника, после введения в отношении залогодателя процедуры конкурсного производства обязан передать заложенное имущество в конкурсную массу, даже несмотря на то, что фактически взаимные права и обязанности сторон по залогу не прекращаются.

Прекращаются полномочия единоличного или коллегиальных органов управления организации-банкрота, а в случае, если несостоятельным должником является унитарное предприятие, прекращаются также полномочия собственника имущества унитарного предприятия. В указанной статье Закона приводится оговорка, в соответствии с которой данные ограничения не касаются полномочий перечисленных лиц на заключение соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств перед кредиторами.

Отчуждение имущества должника допускается лишь в установленном Законом порядке. Ни одна сделка по распоряжению имуществом должника, составляющим конкурсную массу, не может обойтись без одобрения конкурсного управляющего. Реализация имущества банкрота осуществляется посредством проведения аукциона, конкурса или публичного предложения.

Исполнение всех обязательств должника производится конкурсным управляющим в соответствии с нормами главы VII Закона о банкротстве.

 

cyberpedia.su

28. Понятие и цели, сроки введения и проведения конкурсного производства. Последствия введения конкурсного производства

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства — шесть месяцев, может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном законом

Цели введения конкурсного производства [править]

  • поиск и аккумулирование имуществадолжника

  • ликвидацияорганизации

  • соразмерное удовлетворение требований кредиторов

Конкурсное производство открывается судом, если отсутствует реальная возможность восстановитьплатежеспособностьдолжника, и/или если иныепроцедуры банкротстваоказались безрезультатными. С момента открытия конкурсного производства должник называетсябанкротом. В решении суда об открытии конкурсного производства должна содержаться следующая информация:

  • о признании должника банкротом

  • о назначении конкурсного управляющего

  • о последствиях открытия конкурсного производства

  • о сроках продолжительности конкурсного производства и о предоставлении отчета конкурсным управляющим в установленные сроки

Последствия открытия конкурсного производства [править]

наступление срока исполнения всех обязательств должника;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

прекращается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника(свыше 5 % от общего имущества должника) или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника [2];

прекращаются полномочия руководителя должника;

все требования кредиторов могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Решение о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства публикуется в газете Коммерсантъ[3] с изложением существенных обстоятельств: порядка, сроков предъявления требований, наименования суда, и т. п.

studfiles.net

Конкурсное производство — Банкротство ООО, ИП, АО

Конкурсное производство

Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе банкротства. В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица.

Эта процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, направленную на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Переход к конкурсному производству возможен не только после наблюдения, но и после внешнего управления (ситуация, при которой должник поступательно переходит из одной процедуры в другую и все-таки признается банкротом).

Конкурсное производство вводится на 6 месяцев, арбитражный суд вправе продлевать этот срок. Как показывает судебная практика, часто основанием продления срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества должника, а также длительность процедуры реализации имущества.

Введение процедуры конкурсного производства влечет утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства закон наделяет конкурсного управляющего рядом прав:
1) распоряжение имуществом предприятия-должника;
2) формирование конкурсной массы;
3) распределение конкурсной массы.

Публикация о банкротстве должника. Конкурсный управляющий не позднее, чем через 10 дней с даты своего утверждения, направляет сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Сообщения подлежат опубликованию в газете «Коммерсантъ» и на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

Последствия открытия конкурсного производства:

с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой VII Закона о банкротстве;
прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами — исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;
снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника . Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;
исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены главой VII Закона о банкротстве;
прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления (в том числе ликвидационной комиссии).

Основные действия конкурсного управляющего.
Согласно ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан:
принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;
уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
анализировать финансовое состояние должника;
предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве;
заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
вести реестр требований кредиторов;
принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
исполнять иные установленные Законом о банкротстве обязанности, например, представлять собранию кредиторов отчеты не реже одного раза в 3 месяца ( пп.1 ст.143 Закона о банкротства).

По истечении 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом в газете «Коммерсантъ» реестр требований кредиторов подлежит закрытию.

Конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника.

Далее следует продажа имущества должника.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности, установленной ст.134 Закона о банкротстве. При этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения кредиторов предыдущей очереди.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий направляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

Арбитражный суд направляет определение о завершении конкурсного производства в регистрирующий орган. Регистрирующий орган на основании данного определения вносит запись в ЕГРЮЛ запись о ликвидации должника.

Мероприятия в процедуре конкурсного производства:

1) Уведомление руководителя должника об открытии конкурсного производства:

Уведомить руководителя должника об открытии и последствиях конкурсного производства, назначении конкурсного управляющего.

Желательно уведомить руководителя одновременно с приказом о передаче печатей и штампов и иной бухгалтерской документации.

2) Приказ о передаче документации, печатей, материальных ценностей должника конкурсному управляющему:

Издать приказ о передаче органами управления должника бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему, о проведении инвентаризации имущества должника (ст. 126 пп.2 Закона).

Приказ издается в простой форме. В приказе указываются состав инвентаризационной комиссии. Желательно в состав комиссии включить представителя из бывших работников Должника.

3) Получение от должника бухгалтерской и иной документации:

Принять от органов управления должника бухгалтерскую и иную документацию должника, печати и штампы, материальные и иные ценности должника (ст. 126 п.2 Закона).

В случае уклонения органов управления должника от передачи конкурсному управляющему материальных и иных ценностей должника или сокрытия документации должника обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа о принудительном исполнении решения арбитражного суда о признании должника банкротом в части неисполнения закона органами управления. Выданный исполнительный лист передать судебному приставу — исполнителю. Одновременно целесообразно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении бывшего руководителя должника к ответственности по ст. 195 УК РФ .

По составленным актам принимается вся бухгалтерская документация.

4)  Внести сведения о признании должника банкротом и утверждении конкурсного управляющего в ЕГРЮЛ.

5) Публикация сведений о признании предприятия-должника банкротом:

Направить для публикации сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в «Коммерсантъ» и в ЕФРСБ

Уведомить о публикации Арбитражный Суд.

В случае банкротства предприятия по упрощенной процедуре, кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 2 месяцев с даты опубликования объявления о признании должника банкротом ст. 225 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Срок:

В течение 10 дней с момента назначения.

6) Меры по обеспечению сохранности имущества должника:

Оценить состояние системы обеспечения сохранности имущества должника. В случае необходимости принять меры по обеспечению сохранности имущества должника.

Рекомендации:

При необходимости заключается договор с охранной организацией при этом учитывается экономическая целесообразность предпринятых действий по сохранению конкурсной массы.

7) Запрос в Федеральную службу судебных приставов:

Направить запрос в службу судебных приставов. Уведомить о последствиях открытия конкурсного производства (в частности, о снятии ранее наложенных арестов имущества должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника, об обязанности передачи судебными приставами исполнительных документов конкурсному управляющему) (ст. 126 Закона).

 

8 ) Запросы в контролирующие органы:

Направить запросы в контролирующие органы, направленные на сбор сведений о должнике (в частности, на поиск и выявление имущества должника):

— Государственный технический надзор;

— Росреестр;

— ГИБДД;

— Фонд социального страхования;

— ФНС РФ;

— Банки должника.

В зависимости от обстоятельств, список организаций может пополняться.

 

9) Уведомление работников должника об увольнении:

Уведомить работников должника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией должника в соответствии с законодательством РФ о труде (ст. 129 Закона).

Срок:

В течение 30 дней с момента начала процедуры.

Рекомендации:

После введения конкурсного производства рекомендуем сразу уведомить работником должника независимо будут они продолжать исполнять свои трудовые обязанности или нет.

10) Выбор основного счета должника в банке:

Избрать и использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке (основной счет должника) (ст. 133 Закона).

Рекомендации:

Рекомендуем закрыть расчетные счета в незнакомых банках и открыть основной счет в знакомом «дружественном» банке.

11) Закрытие счетов должника в банках:

Закрыть счета должника в банках (кроме основного счета должника), известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в его ходе и перечислить остатки денежных средств должника с указанных счетов на основной счет должника (ст. 133 Закона).

12) Привлечение независимых специалистов:

В соответствии со ст. 129, 130, 131 Закона привлечь независимых оценщиков, бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов для проведения инвентаризации и оценки имущества должника, а также в целях правильного учета имущества должника и иных работ.

Срок:

В течение 30 дней с момента назначения.

Рекомендации:

Для обеспечения деятельности арбитражного управляющего рекомендуем привлекать специалистов на договорной основе со стороны.

13) Проведение инвентаризации имущества:

Провести инвентаризацию имущества должника (ст. 129,130 Закона). Составить инвентаризационную опись имущества.

Срок:

В течение 3 месяцев с даты назначения.

Рекомендации:

Проводится сплошная инвентаризация в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

14. Анализ документации должника:

Проанализировать документацию должника на предмет должной регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае необходимости провести работу по регистрации прав должника на недвижимое имущество.

Рекомендации:

Анализ документации следует проводить параллельно с инвентаризацией имущества Должника. Это позволит избежать ошибок по учету имущества. Особое внимание следует уделить анализу договоров Должника. Следует также обратить внимание на финансово-экономический анализ состояния в наблюдении.

15) Анализ финансового состояния должника:

При необходимости, анализировать финансовое состояние должника (ст. 129 Закона)

Рекомендации:

Обязанность конкурсного управляющего – это постоянный анализ финансового состояния Должника. Его следует отражать в каждом отчете конкурсного управляющего.

16) Предъявление задолженности к третьим лицам:

Предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании (ст. 129 Закона).

Заявить отказы от исполнения договоров должника (ст. 129, 102 Закона).

Предъявить иски о признании недействительными сделок, совершенных должником (ст. 129,103).

Принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (ст. 129 Закона).

В случае необходимости предъявить требования к третьим лицам, несущим в соответствии с законодательством РФ субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства (ст. 129 Закона).

 

17) Ведение реестра требований кредиторов:

Вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом (ст. 129 Закона).

С момента назначения конкурсный управляющий, если это поручено, ведет реестр кредиторов со всеми связанными с этим обязанностями.

18) Возражение в Арбитражный Суд относительно требований кредиторов:

Заявлять в установленном порядке в АС возражения относительно требований кредиторов, предъявленных должнику (ст. 71, 129 Закона).

По результатам рассмотрения в соответствии с определением АС вносить соответствующую запись в реестр требований кредиторов (ст. 71,129 Закона).

 

19) Конкурсная масса – формирование:

Сформировать конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона).

 

Выявленное имущество после инвентаризации оценивается и включается в конкурсную массу.

20) Предложения о продаже имущества должника – собранию кредиторов:

Представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.(ст. 139 Закона).

Срок:

В течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника.

В случае разногласий по предложению о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника между конкурсным управляющим и собранием кредиторов (ст. 139 Закона), обратиться в АС с заявлением о разрешении данных разногласий.

Срок:

После истечения двух месяцев с даты представления предложения собранию кредиторов.

В случае возникновения обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов соответствующие предложения о изменении.

Срок:

В течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.

Представлять собранию кредиторов или комитету отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию (ст. 143 Закона).

Срок:

Не реже одного раза в три месяца, если собранием не установлены иные сроки.

Подготавливать и проводить собрания кредиторов (СК) в целях представления отчетов и принятия решений по вопросам, предусмотренным Законом, а также в случаях, предусмотренных для созыва СК ст. 12, 14 Закона. (Подготовка и проведение СК, аналогично ПСК).

Вопросы, как правило, рассматриваемые СК:

— Отчет конкурсного управляющего о ходе процедуры конкурсного производства и результатах анализа финансового состояния должника;

— Утверждение порядка, способов и сроков продажи имущества должника.

— иные вопросы…

В случае созыва СК по требованию комитета кредиторов или конкурсных кредиторов в течение 3-х недель с даты требования.

Представлять в АС протокол собрания кредиторов, а также иные документы в соответствии с п.7 ст. 12 Закона.

Рекомендации:

Исходя из вида и состава конкурсной массы КУ должен определить способы реализации и сроки реализации конкурсной массы.

 

 

23) Продажа имущества должника на открытых торгах:

Осуществить продажу имущества должника на открытых торгах (ст. 139 Закона), а также продажу прав требования должника (в случае необходимости) (ст. 140 Закона) на условиях п.3 и 5 ст. 111 Закона.

Замещение активов должника в ходе конкурсного производства (ст. 141 Закона).

Продажа предприятия должника (п.3-8 ст. 110 и ст. 111 Закона).

Уступка прав требования должника (ст. 140 Закона).

 

24) Дата закрытия реестра требований кредиторов:

Реестр подлежит закрытию по истечению: двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротов.

Рекомендации:

После опубликования КУ должен определить дату закрытия реестра кредиторов.

25) Расчет с кредиторами:

Произвести расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов (ст. 142 Закона)

Обратиться в Арбитражный суд с ходатайством о продлении процедуры конкурсного производства в порядке, установленном п.2 ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Рекомендации:

После продажи конкурсной массы КУ приступает к погашению требований кредиторов. В начале гасятся текущие требования затем требования по реестру, а потом требования за реестром. Если средств не хватает, то производится пропорциональное погашение требований каждой очереди.

26) Закрытие основного счета должника в банке:

Закрыть основной счет должника в банке, для этого:

— Подать заявление на закрытие счета в банк;

 

27) Снятие должника с налогового учета:

Направить в налоговый орган по месту учета должника заявление о снятии должника с налогового учета (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Рекомендации:

После получения определения АС о закрытии процедуры КП, определение вместе с заявлением направляется регистрирующий налоговый орган.

28) Отчет в СРО:

Направить реестр кредиторов, отчет, протокол, ликвидационный баланс в СРО

Рекомендации:

Отчет о завершении процедуры также направляется в СРО с приложением копий документов.

29) Передача в архив на хранение документы должника:

Передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ в архив (ст. 129 Закона).

Исполнительные листы имеющиеся в делах направить судебному приставу с отметкой об исполнении полном или частичном, или без таковой, для вынесения постановления об окончании исполнительного производства и направлении листов в суд либо взыскателю.

За не представление в архив документов должника, которые подлежат обязательной передаче на хранение, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 27 ФЗ «Об архивном деле в РФ»).

Рекомендации:

До завершения процедуры и до отчета перед АС о завершении процедуры КУ должен сдать все документы, подлежащие архивному хранению в государственный архив по актам. При этом желательно получить справку для АС о том, что все документы сданы. Эту работу надо начинать сразу после начала процедуры т.к. может не хватить времени для подготовки документов к сдаче.

30) Справка из Пенсионного Фонда об отсутствии претензий:

Получить справку из Пенсионного Фонда об отсутствии претензий для предоставления в Арбитражный Суд

Рекомендации:

После введения процедуры индивидуальные сведения о работниках должника подлежат сдаче в Пенсионный фонд. Эту работу рекомендуем начинать сразу после введения процедуры.

31) Отчет о результатах конкурсного производства- в Арбитражный Суд:

Представить в АС отчет о результатах проведения конкурсного производства, с приложением:

— документов, подтверждающих продажу имущества должника;

— реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;

— документов, подтверждающих погашение требований кредиторов (ст. 147 Закона)

Срок:

После завершения расчетов с кредиторами.

Рекомендации:

По окончании срока процедуры представить с АС отчет с приложением документов в соответствии с законом о банкротстве.

32) Определение Арбитражного Суда о завершении конкурсного производства:

Представить определение АС о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника (ст. 149 Закона).

Рекомендации:

После получения определения представить его с государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

33) Осуществление полномочий конкурсного управляющего до исключения должника из реестра:

Продолжать осуществлять полномочия конкурсного управляющего до момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника (ст. 149 Закона).

Рекомендации:

До получения выписки из государственного реестра конкурсный управляющий продолжает выполнять свои обязанности.

34) Публикации объявления о прекращении дела:

Направить для публикации сведения о прекращении производства по делу о банкротстве в «Российскую газету» (ст. 28).

Оплатить счет должником и отправить копию платежного поручения в «Российскую газету» по факсу.

Уведомить о публикации Арбитражный Суд.

Рекомендации:

После получения определения АС о прекращении процедуры направить объявление в «Российская газета».

 

dolgnikov.net

Правовые последствия введения конкурсного производства — Мегаобучалка

Закон о банкротстве 2002 г. четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.

 

Никитина О.Л. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника // Хозяйство и право. 1996. № 6. С. 92.

См.: постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2001 г. № КГ-А40/5672-01 // Судебная практика к Федеральному за­кону «О несостоятельности (банкротстве)». С. 655—656.

 

7 Правовое регулирование несостоятельности

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство

§6

 


        
   
 
 
 
  

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей1. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по от­сроченным обязательным платежам, даже если срок исполнения ука­занных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. По мнению отдельных авторов, это относится к кредитам банка, неопла­ченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций2.

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекраща­ют относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный ха­рактер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерче­ской тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст. 139 ГК РФ и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны: это информация, имеющая реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при отсутствии к ней



Ряд авторов, в частности Я.В. Номофилова, обращают внимание на различный подход законодателя в отношении денежных обязательств и обязательных пла­тежей. В первом случае с моментом открытия конкурсного производства зако­нодатель связывает наступление срока исполнения денежных обязательств, на­пример, если срок возврата суммы займа по кредитному договору или уплаты цены за ранее полученные товары по договору купли-продажи предусматривал­ся через какое-то время, то теперь (после открытия конкурсного производства) у кредиторов появляется право требования к должнику. Во втором случае речь идет лишь об отсроченных ранее обязательных платежах (см.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Вит-рянского. С. 264 (автор комментария к статье — Я.В. Номофилова). См.: Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения наблюдения, уп­равления, конкурса // Закон. 1998. № 6. В отношении данного положения в пра­вовой литературе существует и иная точка зрения. Так, по мнению B.C. Белых, А.А. Дубинчина и М.Л. Скуратове кого, формулировка «прекращается начисле­ние… процентов и иных финансовых (экономических) санкций» дает основание усомниться в том, что проценты в этом случае надлежит «понимать именно как плату за кредит, а не форму гражданско-правовой ответственности» (Белых B.C., Дубинчин А.А., Скуратовскип М.Л. Указ. соч. С. 176).

свободного доступа на законном основании и принятии обладателем мер к охране ее конфиденциальности.

Подобная информация является охраноспособной с точки зрения гражданского права: открытие конкурсного производства на режим такой информации не влияет. В данном случае интерес представляют только сведения, касающиеся финансового состояния должника. Толь­ко они после открытия конкурсного производства перестают относиться к числу конфиденциальных.

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связан­ных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.

В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Например, меры по обеспече­нию требований кредиторов действуют до момента принятия арбитраж­ным судом решения о признании должника банкротом и открытии кон­курсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд об­щей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.

В-шестых, с момента открытия конкурсного производства все требо­вания к должнику могут быть предъявлены только в его рамках. Соглас­но п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г. в ходе конкурсного производ­ства могут быть предъявлены все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований:

— о признании права собственности;

— о взыскании морального вреда;

— об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

— о признании недействительными ничтожных сделок и о применении
последствий их недействительности;

— по текущим обязательствам, указанным в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве
2002 г.

Следует заметить, что в соответствии с положениями Закона о бан­кротстве 1998 г. в рамках конкурсного процесса могли предъявляться любые требования к должнику (носящие как денежный, так и неденеж­ный характер).

В-седьмых, открытие конкурсного производства влечет определен­ные правовые последствия для руководителя должника: с момента при­нятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом

 

ГЛаваЗ

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство

 

и открытии конкурсного производства руководитель должника не впра­ве осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руково­дителя, если на стадии наблюдения и финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя должника от занимаемой должности произведено не было (п. 2 ст. 98 Закона о банк­ротстве 2002 г.). В связи с открытием конкурсного производства прекра­щаются и полномочия собственника имущества должника — унитар­ного предприятия.

Обращает на себя внимание тот факт, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового собственника. С даты принятия арбит­ражным судом решения о признании должника банкротом и об откры­тии конкурсного производства прекращаются также полномочия орга­нов управления должника, за исключением тех органов, которые упол­номочены принимать решения о заключении крупных сделок, а также о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом (третьими лицами) для исполнения обязательств должника.

Данные положения позволяют прийти к выводу о том, что, к при­меру, в рамках внешнего управления можно говорить о деятельности (продолжающейся) органа управления должника, принимающего реше­ние, скажем, о включении в план внешнего управления положения о замещении активов (в силу п. 2 ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г.) или о компетенции органа управления в решении вопроса о продаже пред­приятия (на основании п. 2 ст. ПО Закона о банкротстве 2002 г.).

Наконец, введение процедуры конкурсного производства влечет ут­верждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Закон устанавливает, что опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

— наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;

— наименование арбитражного суда, в производстве которого находится
дело о банкротстве, и номер дела;

— дата принятия арбитражным судом решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства;

— дата закрытия реестра требований кредиторов;

— адрес должника для заявления кредиторами своих требований к долж­нику;

— сведения о конкурсном управляющем и соответствующей СРО.

 

Данные сведения направляются конкурсным управляющим для опубликования не позднее 10 дней с даты его утверждения (ст. 128 За­кона о банкротстве 2002 г.).

Конкурсный управляющий 3.1. Общие положения

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является кон­курсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Утверждение конкурсного управляющегоосуществляется в общем по­рядке, предусмотренном для утверждения арбитражного управляюще­го в соответствии со ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.

Следует заметить, что утверждение конкурсного управляющего про­исходит одновременно с принятием решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Собрание кредиторов принимает решение о введении конкурсного производства и об утверждении СРО, из числа членов которой будет ут­вержден конкурсный управляющий большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов.

В научной литературе в настоящее время отмечается необходимость правовой регламентации ситуации, когда конкурсное производство вво­дится арбитражным судом при отсутствии соответствующего решения кредиторов1. Закон о банкротстве 1998 г. в такой ситуации предоставлял собранию кредиторов двухнедельный срок на предложение арбитражно­му суду кандидатуры управляющего; если кредиторы не представляли кандидатуру, то арбитражный суд мог назначить управляющего из числа лиц, предложенных любым участником дела о банкротстве, либо из чис­ла лиц, зарегистрированных в данном суде. И только при отсутствии та­ких кандидатур суд мог назначить конкурсного управляющего из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о бан­кротстве и финансовому оздоровлению. Как отмечает М.В. Телюкина, «Закон 2002 г., к сожалению, не регламентирует рассмотренные ситуа­ции, хотя они возможны в силу ч. 5 п. 2 ст. 75 Закона»2.

Об утверждении конкурсного управляющего арбитражный суд вы­носит определение, в котором указывается и размер вознаграждения уп-

См.: Телюкина М.В. Основы конкурсного права. С. 424. Там же.

 

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство

§6

 

равляющего. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Впоследствии конкурсный управляющий может быть освобожден(к примеру, по его личному заявлению) либо отстраненот исполнения своих обязанностей (на основании ходатайства собрания (комитета) кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполне­ние или ненадлежащее исполнение обязанностей и т.д.).

Одновременно с освобождением или отстранением конкурсного уп­равляющего суд утверждает нового управляющего в порядке, предусмот­ренном ст. 127 Закона о банкротстве 2002 г.

С момента утверждения конкурсного управляющего к нему перехо­дят все полномочия по управлению делами должника,в том числе полно­мочия по распоряжению имуществом должника.

Анализируя правовой статус конкурсного управляющего, следует за­метить, что права и обязанности, которыми он обладает в рамках кон­курсного производства, включают в себя права и обязанности, опреде­ленные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные законом о банкротстве. Вместе с тем, по мнению неко­торых авторов, «даже гипотетически конкурсный управляющий не мо­жет обладать всеми правами органов управления должника. Например, не может он принять решение об открытии филиала или представитель­ства юридического лица — банкрота. Напротив, единоличный орган уп­равления лишен некоторых полномочий конкурсного управляющего»1.

Данные позиции позволяют прийти к выводу о том, что конкурсный управляющий обладает таким объемом полномочий, который ограни­чен законом в интересах кредиторов и является достаточным для до­стижения основной цели конкурсного производства.

Бесспорно, помимо общих для всех арбитражных управляющих фун­кций (ст. 24 Закона о банкротстве 2002 г.) конкурсный управляющий осу­ществляет ряд полномочий, связанных со спецификой проведения про­цедуры конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства за­конодатель наделяет конкурсного управляющего рядом правомочий,которые можно разделить на четыре группы:

 

1) правомочия конкурсного управляющего по распоряжению имуществом
предприятия-должника;

2) правомочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной
массы;

3) правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной
массы;

4) иные правомочия конкурсного управляющего при проведении конкур­сного производства.

megaobuchalka.ru

2. Правовые последствия введения конкурсного производства

Закон о банкротстве 2002 г. четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей *(200). Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. По мнению отдельных авторов, это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций *(201).

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст. 139 ГК РФ и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны: это информация, имеющая реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при отсутствии к ней свободного доступа на законном основании и принятии обладателем мер к охране ее конфиденциальности.

Подобная информация является охраноспособной с точки зрения гражданского права: открытие конкурсного производства на режим такой информации не влияет. В данном случае интерес представляют только сведения, касающиеся финансового состояния должника. Только они после открытия конкурсного производства перестают относиться к числу конфиденциальных.

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.

В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.

В-шестых, с момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в его рамках. Согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г. в ходе конкурсного производства могут быть предъявлены все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований:

— о признании права собственности;

— о взыскании морального вреда;

— об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

— о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности;

— по текущим обязательствам, указанным в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г.

Следует заметить, что в соответствии с положениями Закона о банкротстве 1998 г. в рамках конкурсного процесса могли предъявляться любые требования к должнику (носящие как денежный, так и неденежный характер).

В-седьмых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя, если на стадии наблюдения и финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя должника от занимаемой должности произведено не было (п. 2 ст. 98 Закона о банкротстве 2002 г.). В связи с открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника — унитарного предприятия.

Обращает на себя внимание тот факт, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового собственника. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются также полномочия органов управления должника, за исключением тех органов, которые уполномочены принимать решения о заключении крупных сделок, а также о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом (третьими лицами) для исполнения обязательств должника.

Данные положения позволяют прийти к выводу о том, что, к примеру, в рамках внешнего управления можно говорить о деятельности (продолжающейся) органа управления должника, принимающего решение, скажем, о включении в план внешнего управления положения о замещении активов (в силу п. 2 ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г.) или о компетенции органа управления в решении вопроса о продаже предприятия (на основании п. 2 ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г.).

Наконец, введение процедуры конкурсного производства влечет утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Закон устанавливает, что опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

— наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;

— наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;

— дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

— дата закрытия реестра требований кредиторов;

— адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;

— сведения о конкурсном управляющем и соответствующей СРО.

Данные сведения направляются конкурсным управляющим для опубликования не позднее 10 дней с даты его утверждения (ст. 128 Закона о банкротстве 2002 г.).

studfiles.net

Глава 2. Юридические процедуры банкротства

Одним из координальных нововведений изменившим всю российскую систему банкротства, можно с уверенностью назвать установление новых процедур банкротства. Прежний Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривал, как известно, три типа юридических процедур: ликвидационные (принудительная и добровольная ликвидация), реорганизационные (внешнее управление, санация) и мировое соглашение.

Действующий закон, введя новый институт наблюдения, установил следующую систему юридических процедур банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

В ряде случаев, предусмотренных законодательством, могут применяться упрощенные процедуры банкротства. К ним относятся: банкротство ликвидируемого должника и банкротство отсутствующего должника. В указанных выше случаях, а также к организациям, осуществляемым незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, наблюдение не применяется.

2.1. Введение наблюдения

Наблюдение является новой процедурой применяемой к должнику. Она не была известна прежнему российскому законодательству. С момента подачи заявления о несостоятельности непосредственно до рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом проходил определенный промежуток времени, в течение которого должник продолжал распоряжаться собственным имуществом. Очевидно, что злоупотребления с его стороны могли основательно и координально повлиять на финансовое состояние кредиторов. А такие меры, как наложение ареста на имущество должника, запрет на совершение определенных действий, сделок и другие меры применялись на практике лишь на этапе ликвидации предприятия-должника. Это вполне объяснимо: в конечном счете, применение таких мер после подачи заявления кредитора делало невозможным обеспечение интересов заявителя. Даже потенциально жизнеспособное предприятие, прекращая свою хозяйственную деятельность, например, вследствие наложения ареста на его имущество, упускало последнюю и, быть может, единственную возможность восстановить свою платежеспособность, увеличить ликвидность своих активов и, соответственно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Некоторые пробелы законодательства удалось восполнить.

2.1.1. Последствия введения и процедуры наблюдения

Последствием введения наблюдения является установление особого режима имущественных отношений, который обусловливает невозможность предъявления имущественных требований непосредственно должнику без направления их временному управляющему.

В целях соблюдения принципа равного распределения средств из имущества должника запрещается удовлетворение требований отдельных кредиторов в индивидуальном порядке, поскольку оно может повлечь удовлетворение отдельных кредиторов за счет остальных.

Следствием данного запрета является приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям. Исключением являются лишь платежи по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также возмещению вреда причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, обязанность по которым была установлена до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Приостанавливается и производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств, и иного имущества. Однако в случае, если дело находится в производстве суда на момент введения наблюдения, то продолжение судебного разбирательства зависит от конкретного требования кредитора. Кредитор вправе ходатайствовать о приостановлении дела, связанного с взысканием имущества должника. В этом случае кредитор должен обратиться со своим требованием к временному управляющему. При отсутствии такого ходатайства разбирательство по делу продолжается и заканчивается вынесением определенного решения. Тем не менее, оно не может быть исполнено сразу же, зато является установленным, и это свидетельствует о том, что арбитражный управляющий не может отклонить данное требование.

Вводится запрет на удовлетворение требований участника должника на выдел доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. Участники не являются кредиторами, и удовлетворение их требований происходит только после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества.

Должнику запрещается проводить реорганизацию в любой форме, принимать решения о создании новых юридических лиц, филиалов и представительств, о выплате девидентов, размещении своих облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, о выходе из состава участников должника – юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций[8] . Для полного и эффективного удовлетворения требований всех кредиторов после принятия судом заявления о признании должника банкротом определение об этом направляется всем лицам, участвующим в деле, в т.ч. в кредитные учреждения, с которыми у должника имеется договор банковского счета, в налоговые и иные уполномоченные органы и др.

С момента введения процедуры наблюдения, т.е. с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом[9] не допускается налагать арест на имущество должника по требованию или требованиям отдельных кредиторов, а только в рамках и по соответственным правилам процесса о банкротстве. Кроме того, введение процедуры наблюдения означает автоматическое прекращение действовавшего ранее ареста имущества или денежных средств должника, поскольку такая мера по обеспечению иска перестает быть значимой.

Введение наблюдения и назначение временного управляющего не влечет за собой отстранения добросовестного руководителя должника, так как во время наблюдения должник все еще не признан банкротом и продолжает свою деятельность. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника. Вместе с тем в целях предотвращения злоупотреблений ухудшающих положение кредиторов, а также финансовое состояние должника, полнота полномочий руководителя должника и органов его управления ограничивается контролем со стороны временного управляющего. Осуществляется контроль над сделками, совершаемыми должником, а также отслеживаются противоречащие закону решения органов управления должника.

Контроль над сделками, предусмотренными пунктом 2 статьи 58 ЗоН реализуется путем дачи согласия временного управляющего на совершение таких сделок, а если они совершены без его согласия, они являются недействительными. В период наблюдения временный управляющий может запретить совершение сделок, «связанных с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом», если это не направлено на восстановление платежеспособности должника, а также сделок, связанных с получением и выдачей кредитов или займов, поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника. Может быть запрещено распоряжение имуществом в размерах, составляющих более 10 % балансовой стоимости активов должника[10] , а также принято решение об участии должника в каких-либо объединениях[11] . По решению суда руководству должника может быть запрещено совершение любой сделки без согласия временного управляющего. Контроль над распоряжением имуществом не препятствует нормальной хозяйственной деятельности должника.

В процессе о банкротстве осуществляется судебная защита должника и предоставляется возможность для восстановления его платежеспособности. В этих условиях действия должника должны быть добросовестными и направляться на всестороннее содействие лицам, участвующим в процессе. Однако если подобные действия не выполняются руководством должника одной из мер, применяемых в отношении него, может стать отстранение его руководителя. При возникновении соответствующих обстоятельств временный управляющий обязан обратиться в суд с мотивированным ходатайством об отстранении руководителя должника от своих обязанностей. Основанием такого ходатайства может являться нарушение пунктов 2 (совершение сделок без согласия временного управляющего) и 3 (принятие решений вне компетенции) статьи 58 ЗоН, а также непредоставление всей информации, а также иные действия. Поводом к обращению является нарушение законодательства РФ.

Однако, несмотря на это, в некоторых случаях все-таки вызывает сомнение правильность отстранение руководства должника от осуществления своих обязанностей по управлению. Например, когда ухудшение положения должника вызвано вовсе не неграмотным управлением со стороны руководства, а внешним фактором, не связанным с качеством управления имуществом должника. Кроме того, если при наблюдении выясняется, что платежеспособность должника может быть восстановлена, арбитражный суд принимает определение о введении внешнего управления, и руководство юридического лица – должника – отстраняется от исполнения обязанностей в любом случае, даже если финансовые затруднения должника вызваны внешними причинами. Поэтому, по моему мнению, в данном случае необходимо установить соответствующую проверку деятельности руководства должника по управлению его имуществом с точки зрения добросовестности, профессионализма, качества выполняемой работы и т.д. В случае добросовестного управления было бы более рационально использовать нажитый опыт по управлению юридическим лицом, сосредотачивая внимание не на отыскании специфических особенностей его деятельности, а на реальных способах преодоления его финансовых трудностей.

Цель процедуры наблюдения двояка: с одной стороны, она заключается в обеспечении сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела; с другой стороны, она состоит в проведении анализа финансового состояния должника и определении, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность. Реализация этих целей возложена Законом о несостоятельности (банкротстве) (далее ЗоН) на временного управляющего. Процедура наблюдения продолжается в течение всего срока подготовки дела о банкротстве к разбирательству: до трех – пяти месяцев[12] .

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *