Порядок создания юридического лица.
Юридическое лицо становится субъектом гражданского права только в результате сложного юридико-фактического состава, включающего в себя
принятие учредителями решения о создании юридического лица,
принятие учредительных документов,
государственную регистрацию юридического лица.
Моментом создания юридического лица является момент внесения записи о его создании в единый государственный реестр юридических лиц.
Юридические лица в соответствии со ст. 51 ГК РФ и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации и физических лиц и индивидуальных предпринимателей» подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе;
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных законом, в настоящее время, согласно Закону от 8 августа 2001 г.,только в двух случаях:
а) при непредставлении необходимых по закону документов;
б) при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Необходимым условием государственной регистрации юридического лица является принятие в установленной законом формеучредительных документов
В соответствии с п. 1 ст. 52 ГК юридическое лицо действует на основании
устава (например, акционерное общество, фонд, общественная организация),либо
учредительного договора и устава(например, общество с ограниченной ответственностью, ассоциация или союз),либо
только учредительного договора(например, полное товарищество, товарищество на вере).
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
В учредительных документахюридического лица должны определяться
наименование юридического лица,
место его нахождения,
порядок управления деятельностью юридического лица,
а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Однако не каждый договор, заключаемый при создании юридического лица, относится к учредительным документам. Например, заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является акционерного общества.
_____________________________________________________________________________
11
studfiles.net
Создание юридического лица
Здесь необходимо определить, в какой организационно-правовой форме будет функционировать юридическое лицо, понять, какая система регистрации предусмотрена в законодательстве. Исходя их порядка регистрации определяется, какие документы в какой государственный орган необходимо подавать.
Системы создания юридических лиц:
Явочная система (уведомительная система). При такой системе юридическое лицо считается созданным с момента сообщения об этом государственному органу, а этот государственный орган обязан зарегистрировать, то есть выдать документ (в наиболее радикальных правовых системах юридическое лицо считается созданным с момента волеизъявления учредителей).
Распорядительная система. Для регистрации юридического лица необходимо решение какого-либо субъекта или органа. Например, чтобы создать унитарное предприятие необходимо решение собственника – государственно-правового образования.
Разрешительная система. Для регистрации юридического лица необходима санкция (разрешение) органа публичной власти. Цель публичной власти – защита общественного интереса. Таким образом, данный способ применяется при создании тех юридических лиц, которые влияют на многих субъектов, имеющих публичное значение. Например, страховые¸ кредитные организации, предприятия-монополисты.
Явочно-нормативная система (заявительная, регистрационная система). Это система, при которой для создания юридического лица необходима воля учредителей, высказанная, а также соответствие учредительных документов закону.
Основания отказа в государственной регистрации:
Непредставление заявителем необходимых для этого документов
Предоставление документов в ненадлежащий орган
Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации
Из того, что отсутствует прямой запрет на регистрацию организаций, учредительные документы которых не соответствуют закону, не следует, что устав может противоречить.
Сначала у НКО вопрос о соответствии устава закону решает государственный орган, а потом суд.
Для коммерческих организаций суд может принять решение о ликвидации в случае противоречия устава закону.
Подумать, какая система принята в РФ. Обратить внимание на закон о регистрации юридических лиц и статью об основаниях отказа в регистрации
Государственная регистрация – это административный акт, влияющий на гражданские правоотношения. Акт государственной регистрации означает появление нового субъекта правоотношений – начало правоспособности и дееспособности этого субъекта.
Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно и прекращается одновременно – в момент исключения из государственного реестра юридических лиц. Однако, есть некоторые исключения в отношении прекращения.
Правосубъектность – совпадающая правоспособность и дееспособность. Термин используется главным образом в отношении физических лиц.
Виды правоспособности юридических лиц:
Общая правоспособность (универсальная) – возможность осуществлять любые виды деятельности в независимости от указания в регистрационных документах. (Ею обладают коммерческие юридические лица)
Специальная правоспособность (ограниченная, целевая) (данные термины иногда дифференцируются) – возможность осуществлять только те виды деятельности, которые прямо указаны в законе или учредительных документах. (Ею обладают некоммерческие юридические лица)
Есть в обоих случаях исключения:
В отношении юридических лиц несобственников – унитарных предприятий. Они имеют специальную правоспособность.
В отношении юридических лиц, ведущих публичную деятельность (страховые, инвестиционные, кредитные) – в законе указано, что они обладают специальной правоспособностью
В отношении тех, коммерческих юридических лиц, которые сами для себя установили ограничения в уставе (АО, коммерческая организация).
Ограничение правоспособности: по уставу (сделки оспоримы), по закону (сделки ничтожны)
Однако различны последствия нарушения требований о специальной правоспособности.
Если сделка заключается за пределами специальной правоспособности, которая установлена законом, то она считается ничтожной.
Если сделка заключается за пределами специальной правоспособности, которая установлена уставом, то она по общему правилу действительна. Исключения возникают только в ситуациях, когда доказано, что контрагент знал об уставных ограничениях.
Теория фикции (Савиньи, Шершеневич). Признается тот факт, что юридическое лицо – это искусственный субъект, созданный для условной привязки прав и обязанностей. (persona ficta, corpus misticum). Идея появилась благодаря Папе Римскому Иннокентию IV. Она была поддержана Савиньи. То, что есть юридическое лицо – это конструкция, созданная государством, и все права предоставляются государством.
В рамках этой теории юридическое лицо действует не само, оно действует через представителей, следовательно, ответственность юридическое лицо само нести не может, а ответственность несет лицо, выступавшее от имени юридического лица.
Реалистические (органические) теории. Отто фон Гирке не соглашался с теорией фикции. Он обнаружил, что Иоанн XX (или XXII) получил подобный запрос и посчитал, что можно юридическое лицо отлучить от церкви, потому что хоть и фиктивная душа, но у него есть. Следовательно, это реальный субъект права.
Гирке заявил, что юридическое лицо реально, но не осязаемо. Мы можем провести аналогию с физическим лицом (голова – руководящие органы юридического лица и т.д.)
Следовательно, юридические лица обладают полной правоспособностью, а государство не создает его, а государство только разрешает и запрещает его деятельность. Действует и осуществляет свою волю само юридическое лицо, а руководитель, подписывающий документы, не является представителем, а выражает волю юридического лица. Ответственность юридическое лицо также несет самостоятельно.
Теория целевого имущества. Аллоиз фон Бринц сказал, что юридическое лицо существует, но это вовсе не люди, которые его составляют. На самом деле юридическое лицо представляет собой некое имущество, предназначенное для какой-то цели. В данном случае неважно, кто является обладателем данного имущества, и кто им управляет.
В советское время создавались иные теории.
Теория государства (Венедиктов). Все юридические лица принадлежат государству, оно же устанавливает его правоспособность. Юридические лица являются специальным органом государства для управления имущества.
Теория интереса. Юридическое лицо – коллектив работников
Теория коллектива. Юридическое лицо – это его руководитель, а его воля – воля юридического лица.
Теория директора
Теория социальной реальности
studfiles.net
Создание юридического лица.
Основные способы создания юридического лица
Юридическое лицо возникает и прекращается в порядке, определенном действующим законодательством.
Создание юридического лица – это осуществление юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на фактическое возникновение и предоставление соответствующего правового статуса юридическому лицу.
К основным способам создания юридических лиц традиционно относят распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный.
Суть распорядительного способа заключается в том, что юридическое лицо возникает по инициативе и специальному распоряжению органа публичной власти. Такой способ применяется при создании государственных (казенных) и коммунальных предприятий. Уполномоченными органами, которые могут быть учредителями государственных предприятий, являются органы государственной исполнительной власти, подведомственные Кабинету Министров Украины – министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства; по отношению к казенным предприятиям таким органом является Кабинет Министров Украины; по отношению к коммунальным предприятиям – органы местного самоуправления.
Нормативно-явочный (регистрационный) порядок означает, что в случаях, когда юридическое лицо создано в соответствии с условиями, закрепленными в законе, государственный орган не может отказать ему в легализации (государственной регистрации).
Разрешительный порядок состоит в требовании получения разрешения соответствующего государственного органа, предприятия и тому подобное на создание юридического лица. В частности, разрешение соответствующих государственных органов необходимо для создания организаций, которые будут заниматься деятельностью, связанной с обеспечением правопорядка, здравоохранением, образованием и тому подобное.
Иногда в цивилистической литературе упоминается также договорный порядок возникновения юридических лиц. Однако такая классификация является не совсем точной, поскольку отождествляет порядок и основания возникновения юридического лица. Договорной способ применяется при создании юридических лиц с числом участников более одного, которые в учредительном договоре определяют условия деятельности такого юридического лица. Такой способ создания юридических лиц характерен, например, для хозяйственных обществ, некоторых объединений предприятий (ассоциация, корпорация).
Порядок создания субъекта хозяйствования регулирует также статья 56 Хозяйственного кодекса. В соответствии с этой нормой субъект хозяйствования может быть создан по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, также по решению других органов, организаций и граждан путём учреждения нового, реорганизации действующего субъекта хозяйствования с соблюдением требований законодательства. Субъекты хозяйствования могут создаваться путем принудительного деления действующего субъекта хозяйствования по распоряжению антимонопольных органов в соответствии со антимонопольно-конкурентным законодательством Украины.
Учредительные документы юридических лиц
С целью создания юридического лица его участники (учредители) должны разработать учредительные документы, которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками, если законом не установлен другой порядок их утверждения.
Учредительные документы – это документы, определяющие индивидуальные особенности статуса конкретного юридического лица в рамках действующего законодательства.
Учредительным документом общества является утвержденный участниками устав (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью) или учредительный договор между ними (полное и коммандитное общества), если иное не установлено законом. Учреждение создается на основании индивидуального или общего учредительного акта, составленного учредителями. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Законодательством определены следующие требования к содержанию учредительных документов.
В уставе общества обязательно указываются:
1) наименование;
2) органы управления обществом;
3) компетенция органов управления обществом;
4) порядок принятия органами управления обществом решений;
5) порядок вступления в общество и выхода из него.
Гражданским, Хозяйственным кодексами или другим законами могут быть установлены дополнительные требования к содержанию устава.
В учредительном договоре общества содержится:
1) обязательство участников создать общество;
2) порядок их совместной деятельности по его созданию;
3) условия передачи обществу имущества участников.
В учредительном акте учреждения:
1) указывается его цель;
2) определяются имущество, которое передается учреждению и являющееся необходимым для достижения этой цели;
3) структура управления учреждением.
Государственная регистрация юридических лиц
Урегулированию вопросов регистрации юридического лица посвящена статья 58 Хозяйственного кодекса, статья 89 Гражданского кодекса. Субъект хозяйствования подлежит государственной регистрации как юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель в порядке, установленном законом. Специальным законом, регулирующим регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, является Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей».
Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц-предпринимателей осуществляется государственным регистратором в исполнительном комитете городского совета городов областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту проживания физического лица – предпринимателя.
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр, открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам, например, нецелесообразность, не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также промедление с её проведением могут быть обжалованы в суд. В Единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, его наименование, местонахождение, органы управления, филиалы и представительства, цель создания, а также другие сведения, установленные законом.
Основаниями для отказа в проведении государственной регистрации являются:
1) нарушение установленного законом порядка создания юридического лица;
2) несоответствие учредительных документов закону;
3) недостоверность или несоответствие требованиям законодательства документов, которые подаются для государственной регистрации;
4) наличие ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом в отношении лиц, указанных как должностные лица органа управления юридического лица;
5) наличие ограничений на совершение учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным им лицом юридических действий, установленных законом;
6) наличие в Едином государственном реестре наименования, идентичного наименованию юридического лица, желающего зарегистрироваться;
7) использование в наименовании юридического лица частного права полного или сокращенного наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления; производных от этих наименований; исторического государственного наименования, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров.
Информация о проведении государственной регистрации юридического лица и об осуществлении других регистрационных действий подлежит обязательному опубликованию в специализированном печатном средстве массовой информации. Основанием для публикации соответствующих объявлений в специализированном печатном средстве массовой информации является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр. Публикация осуществляется на протяжении десяти рабочих дней с момента внесения соответствующей записи в реестр.
Государственный регистратор в день государственной регистрации юридического лица обязан передать соответствующим органам статистики, Государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования сведения из регистрационной карточки о проведении государственной регистрации юридического лица.
Действия, которые необходимо совершить юридическому лицу для своей легализации
Действия, которые необходимо совершить юридическому лицу для своей легализации:
1) встать на учет в государственных органах статистики;
2) встать на учет в органах государственной налоговой службы;
3) встать на учет в органах Пенсионного фонда;
4) встать на учет в органах Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности;
5) встать на учет в органах Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины;
6) встать на учет в органах Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;
7) получить необходимые разрешения в органах внутренних дел на изготовление печатей и штампов;
8) открыть счета в банковском учреждении;
9) получить необходимые лицензии, патенты, другие разрешения, предусмотренные законодательством.
Основанием взятия юридического лица на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда, фондов социального страхования является поступление в эти органы сведений из регистрационной карточки о проведении государственной регистрации юридического лица.
Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов юридическое лицо подает соответствующему органу внутренних дел заявление на получение разрешения, опию свидетельства о государственной регистрации, два экземпляра образцов печатей и штампов, утвержденные учредителем, а также документ, подтверждающий внесение платы за выдачу разрешения на изготовление печатей и штампов. На протяжении пяти рабочих дней со дня получения документов орган внутренних дел обязан выдать разрешение на изготовление печатей и штампов или письменный отказ с указанием причин отказа. На печатях и штампах юридического лица должен указываться его идентификационный код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины.
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица и копия документа, подтверждающего взятие его на учет в органах государственной налоговой службы, является основанием для открытия счетов в учреждениях банка.
Все изменения в учредительных документах подлежат государственной регистрации.
Изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре, оформляются путем предоставления государственному регистратору регистрационной карточки о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре. В случае внесения изменений в сведения о месте нахождения юридического лица, к регистрационной карточке дополнительно прилагается свидетельство о государственной регистрации юридического лица. В случае отсутствия оснований для оставления документов без рассмотрения, государственный регистратор обязан не позднее следующего рабочего дня с даты поступления документов, внести в Единый государственный реестр запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице и выдать (направить заказным письмом с описью вложенного) исполнительному органу юридического лица или уполномоченному им лицу новое свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство, которое было изменено, с отметкой о выдаче нового свидетельства.
Не позднее тринадцати месяцев со дня подачи последней регистрационной карточки, содержащей сведения о юридическом лице, юридическое лицо обязано предоставить государственному регистратору регистрационную карточку установленного образца с подтверждением сведений о юридическом лице. В случае неполучения такой карточки в установленный срок, а также в случае получения государственным регистратором от органа государственной налоговой службы уведомления установленного образца об отсутствии юридического лица по месту его нахождения, государственный регистратор обязан в срок не более десяти рабочих дней с даты, установленной для подачи регистрационной карточки с подтверждением сведений о юридическом лице, или с даты получения уведомления, направить заказным письмом юридическому лицу уведомление о необходимости подачи государственному регистратору регистрационной карточки с подтверждением сведений о юридическом лице.
В случае возвращения к государственному регистратору заказного письма с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу или непредставление юридическим лицом на протяжении месяца с даты направления ему соответствующего уведомления, государственный регистратор должен внести Единый государственный реестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. Внесение такой записи влечет за собой необходимость вынесения судебного решения о прекращении юридического лица в связи с отсутствием юридического лица по указанному в Едином государственном реестре местонахождению (статья 38 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей)».
Кроме указанных сведений в соответствии с Законом Украине «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» юридические лица обязаны подавать государственному регистратору по месту нахождения регистрационного дела не позднее 01 июня года, следующего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в виде баланса и отчета о годовых финансовых результатах.
studfiles.net
Нужно ли создавать юридическое лицо для стартапа?
Нередко участники стартапа не желают уделять достаточного внимания юридическому оформлению бизнеса и увлекаются реализацией бизнес-плана. Одной из наиболее важных проблем является выбор формы регистрации, которая зависит от количества участников.
Как уладить все юридические тонкости
Загоревшись идеей собственного стартапа, молодые и не очень предприниматели зачастую не хотят думать о такой тягомотине, как оформление документов, улаживание формальностей и юридических аспектов деятельности.
И очень зря: нам часто приходится делать скучные вещи, чтобы обезопасить себя и свое дело в дальнейшем. Какое юридическое лицо выбрать? Где регистрировать компанию? Зачем вам нужен товарный знак? Как оформлять сотрудников?
Ответы на эти вопросы – в очередной главе книги-пособия для стартаперов «Проект с нуля», которую готовят к изданию Greenfield Project и издательство «Альпина Паблишер». Автор – Павел Шинкаренко («Сенешаль Нейман»).
Создавать ли юридическое лицо
Это первый юридический вопрос, о котором стоит задуматься создателю стартапа, и существует два варианта ответа на него.
- Можно регистрировать юридическое лицо тогда, когда проект начинает приносить доход. Очевидный плюс этого подхода – сокращение затрат. Есть и большой минус: на этапе, когда компания еще не зарегистрирована, но уже создаются какие-то нематериальные активы (пишется код, создаются дизайнерские решения), права на обладание этими активами не решены. В дальнейшем между участниками инициативной группы, создающей проект, могут возникнуть конфликты на этой почве. Так что, такой подход лучше использовать только в случае, когда нет финансовой возможности содержать юридическое лицо. В такой ситуации, безусловно, лучше смириться и довериться тем отношениям, которые складываются внутри коллектива создателей. И верить в то, что вы никогда не поссоритесь.
- Создавать юридическое лицо до момента начала разработки, но после того, как идея уже проработана. Это самое оптимальное время.
Какую форму юридического лица выбрать
Когда во главе проекта стоит один человек, статуса «индивидуального предпринимателя» (ИП) вполне достаточно. Если же основателей несколько, то получится, что человек, который оформил ИП на себя, вполне логично и получает все права по проекту, а остальные остаются за бортом.
По крайней мере, до тех пор, пока ИП не перерастет в юридическое лицо, а активы не будут переданы в компанию, которая и будет ими владеть. В случае с ИП все строится на доверии, поэтому, если участников несколько, лучше сразу озаботиться оформлением юридического лица.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО), открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО) – самые распространенные формы юридических лиц в России. Для того чтобы выбрать подходящую, нужно в первую очередь смотреть на финансовую и налоговую нагрузку своего проекта. С точки зрения налоговой нагрузки между ООО и АО на стартовом этапе разницы нет никакой. Но есть разница между размером уставного капитала, есть разница в стоимости обслуживания.
АО используется прежде всего для того, чтобы в любой момент без всяких препятствий можно было продать свои акции другому лицу. В ООО такие препятствия возникают. В ЗАО можно просто захотеть и продать доли, и выйти из ЗАО можно гораздо проще. Но при этом ООО – это более простой инструмент. Организовывать ОАО на этапе стартапа нецелесообразно, слишком сложно, а плюсов по сравнению с ЗАО нет.
Особенности документов
Образуя общество с ограниченной ответственностью, ни при каких условиях не используйте типовой устав. Нужно пользоваться возможностью, которую предоставляет закон, и прописывать все возможные варианты сценария. Что делать, если один из участников решил выйти? Как происходит увеличение уставного капитала, изменяются ли при этом доли участников или нет?
Наследуются ли доли участников, или наследник может претендовать только на выплату стоимости доли? Подводных камней в типовом уставе масса, и его обязательно нужно вычитать, а еще лучше – отдать специалисту. Пусть он подскажет, как в вашем конкретном случае лучше оформить устав.
Наем сотрудников
Типичная картина в стартапах: компания состоит из четырех человек, из них два учредителя, делящих должности генерального и финансового директора, и два сотрудника, один из них директор по развитию, другой – директор по продажам. Например, в такой компании создается программное обеспечение. Участие в его создании принимают директор по развитию, директор по продажам и генеральный директор. Никто из них по должностной инструкции не обязан этого делать, поэтому все, что они создадут, будет принадлежать им, а не компании.
Трудовой договор нужно заключать с правильными должностями. Если вы берете человека на разработку ПО, то он – программист, и в трудовой книжке у него должно быть написано «Программист». Если он рисует, то он – дизайнер, художник, но он не креативный директор. Потому что директор по своей функции ничего не создает, он – управляющее звено. Если человек занимается и одним, и другим, пусть будет совмещение профессий, пусть он будет одновременно и программистом, и техническим директором, это возможно.
Человека можно не брать в штат, а нанимать по договору подряда. Типичные ошибки здесь: отсутствие письменного соглашения о найме фрилансера и некорректная оплата работы фрилансера. Переписка в почте или «аське» и последующая оплата электронными деньгами с личного кошелька генерального директора – неправильный вариант. Если фрилансер оказывает вам услуги, то стоит делать публичную оферту, затем акт о приеме работ, оплатить услуги со счета компании.
Последствия некорректной работы с фрилансерами самые печальные:
- Все, что создал фрилансер, будет принадлежать ему;
- Такой договор может быть признан недействительным с изъятием всего полученного по сделке в пользу государства (а вас оштрафуют за уклонение от уплаты налогов).
Постановка нематериальных активов на баланс
По итогам внутренней разработки софта разработчики должны написать генеральному директору отчет о проделанной работе, с описанием, что именно было создано. К отчету необходимо приложить само ПО на материальном носителе. Генеральный директор устанавливает стоимость ПО и ставит его на баланс. Ставить ПО на баланс необходимо, чтобы показать, что оно принадлежит компании и избежать краж. Потому что, чтобы что-то украсть, надо, чтобы оно, для начала, у компании официально было.
Разговор с инвесторами
Юридическая служба инвестора прогоняет проект через некоторый список вопросов. Например:
- Принадлежат ли компании ПО и дизайнерские решения?
- Зарегистрирован ли товарный знак?
- Конфликтует ли название с зарегистрированными товарными знаками?
- Соответствуют ли должности сотрудников фактически исполняемым обязанностям?
- Зарегистрирован домен на физическое лицо или на компанию?
- Хостинг оплачивает физическое лицо или компания?
Например, в вашем проекте двое учредителей и еще двое сотрудников. Договоров нет, ПО на балансе не стоит, торговые знаки не зарегистрированы, домен и хостинг оформлены на директора. Инвестору понадобится до полугода, чтобы привести все бумаги в порядок.
По всем недочетам проекта юридическая служба делает заключение, что именно инвестору необходимо будет после покупки сделать, чтобы эти недочеты исправить. Каждый такой недочет может отразиться на финансовых условиях вашей сделки.
Доменные имена
Как ни странно, если домен принадлежит физическому лицу, он менее уязвим с юридической точки зрения. В зонах .ru и .рф любая операция с таким доменом потребует участия лица, на которое домен зарегистрирован. Если домен принадлежит ООО, то это вносит определенные риски по подделке доверенности. Стартапы с такой проблемой, правда, вряд ли столкнутся, их доменные имена редко кому интересны.
Государственная регистрация прав на софт
Существует государственная регистрация прав на программы для ЭВМ, она не обязательна. Такую процедуру нужно проходить в двух случаях.
- Вы создаете коробочный продукт, который собираетесь распространять через дистрибьюторскую сеть. Крупные дистрибьюторы попросят вас подтвердить тот факт, что вы – правообладатель, и тогда свидетельство Роспатента вам поможет – в противном случае вам придется готовить кипу документов.
- Ваш продукт распространяется по лицензии иностранным компаниям. Ваша сделка проходит службу финансового мониторинга, которая следит за чистотой сделки. Опять же, Финмониторингу будет проще поверить, что вы обладаете правами на то или иное ПО, если у вас есть свидетельство Роспатента.
Во всех остальных случаях без регистрации прав можно обойтись, достаточно иметь нормальный внутренний учет, о котором говорили ранее.
Товарный знак
Заявку на регистрацию товарного знака есть смысл подавать, если вы вложили в свое название какие-то средства, поняли, что оно работает, но популярным оно еще не стало. При выборе названия стоит воспользоваться процедурой проверки, чтобы понять, насколько это название защищено, и не оказаться в ситуации, когда вы продвигаете на рынок изначально неохраноспособное название.
Для этого в Роспатенте есть процедура «Предварительный патентный поиск по обозначениям, зарегистрированным в качестве товарного знака и проходящим процедуру регистрации». При выборе важно отдавать себе отчет, что не каждое название может стать товарным знаком. Название должно нести в себе различительные способности, то есть если вы сервис по недвижимости назовете «Недвижимость», то зарегистрировать такой товарный знак вы не сможете. Также нельзя использовать названия городов, регионов, государств и.т.д, полный список можно посмотреть в Гражданском кодексе, статья 1473.
Товарный знак имеет территориальное ограничение по действию. Если он зарегистрирован в России, то он охраняется только в России. Чтобы зарегистрировать товарный знак в Штатах, нужно доказать, что вы его там на протяжении 2 лет использовали.
Выбор страны регистрации
Большинство потребителей или договорных связей за рубежом? Значит, работать через российскую компанию невыгодно, слишком много бумажной волокиты и возможных проблем. Каждый раз выбор юрисдикции должен быть основан на полном анализе всех правоотношений участников договорных связей.
© Злата Николаева, Slon.ru
bbf.ru
Порядок создания юридического лица в РФ
Разрешительный порядок создания юридического лица предполагает выполнение определенных действий, принятие специфических актов. Последние направлены на придание организации соответствующего статуса. Далее рассмотрим подробнее порядок создания юридического лица в РФ.
Основные способы
В теории предпринимательского права выделяется несколько вариантов создания юридических лиц. В частности, существуют:
- Учредительно-распорядительный способ. В качестве основания в этом случае будет выступать соответствующее распоряжение муниципального либо государственного органа. Это может быть, например, решение правительства, администрации субъектов или территориальных уполномоченных структур. Такой порядок создания юридического лица используется при формировании унитарных (муниципальных и государственных) предприятий. В качестве собственника, на которого возлагаются данные функции, выступают соответствующие федеральные, субъектные и местные исполнительные органы.
- Учредительный способ. Он применяется при формировании коммерческой организации с одним участником. К примеру, это может быть хозяйственное общество. Также этот способ используется при легитимации (узаконивания) индивидуальной коммерческой деятельности.
- Договорно-учредительный способ. Он применяется при образовании коммерческой организации, в котором количество учредителей больше 1. Это может быть также хозяйственное общество либо товарищество, а также производственный кооператив.
- Дозволительно-учредительный порядок. Этот вариант предусматривает необходимость в получении разрешения госоргана.
Законодательная база
Сегодня в России используются все приведенные выше способы образования организаций. В Гражданском кодексе закреплены положения о том, что коммерческая деятельность должна осуществляться лицами, которые прошли регистрацию в установленном порядке. Это значит, что для получения официального статуса организации необходимо провести определенную процедуру оформления. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация, закрепляются в ФЗ № 129 от 8 авг. 2001 года.
Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)
В процессе образования организации выделено несколько этапов:
- Первая стадия. В ходе нее определяется состав учредителей и проводится общее их собрание.
- Вторая стадия. На этом этапе выбирается организационно-правовая форма.
- Третья стадия. В ходе нее оформляются учредительные документы.
- Четвертая стадия. Она предполагает разработку наименования организации.
- Пятая стадия. На этом этапе определяется место, где будет находиться организация.
- Шестая стадия. В ходе нее формируется складочный (уставной) капитал, паевый фонд.
- На седьмом этапе осуществляется государственная регистрация.
Далее рассмотрим установленный законом порядок создания юридического лица, кратко описав основные стадии.
Определение состава
В законодательстве установлены разные требования по числу и статусу учредителей организации. Например, в хозяйственном обществе может быть всего один участник, а в товариществе – как минимум 2. В производственном же кооперативе — не меньше пяти. При этом следует учесть, что в качестве учредителя хозяйственного общества не может выступать другое аналогичное объединение, которое состоит из одного лица. Полными участниками в товариществе могут быть коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели. В качестве участников хозяйственного общества и вкладчиков в товариществах на вере могут выступать граждане и иные юридические лица. В ЗАО количество акционеров ограничено. Оно не должно быть больше 50. При этом для ОАО таких ограничений нет.
Особенности собрания
Порядок создания юридического лица 2017 года устанавливает, что, если в образовании предприятия участвует два и более субъекта, то решение ими должно быть принято единогласно. При этом на собрании при рассмотрении данного вопроса должен вестись соответствующий протокол. В нем должны быть зафиксированы итоги голосования по каждому пункту, касающемуся образования организации.
Организационно-правовая форма
Порядок создания юридического лица предусматривает самостоятельный выбор формы, в которой будет осуществляться коммерческая деятельность. Однако в законе есть ряд ограничений. В частности, кредитная организация может образовываться в соответствии с любой формой собственности как хозяйственное объединение, аудиторская же фирма, например, не может создаваться как ОАО. На выбор могут повлиять следующие факторы:
- Статус и численность учредителей.
- Профиль деятельности формируемого предприятия.
- Источник капитала. В качестве них, к примеру, могут выступать имущественные доли участников. Организация может также формироваться и за счет вкладов из-за рубежа. В этом случае действует соответствующий порядок создания юридического лица с иностранными инвестициями.
- Выбор структуры отношений и между участниками, и между управленческим аппаратом.
- Возможность контролировать другие предприятия. Ее, в частности, предусматривает порядок создания филиала юридического лица, дочернего предприятия и так далее.
- Мера трудового и другого личного участия в деятельности образуемой организации. К примеру, в производственном кооперативе предусматривается совместная производственная и прочая деятельность членов.
Порядок создания юридического лица: учредительные документы
Одной из первых бумаг при формировании организации считается договор. Его могут заключить участники обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью, а также хозяйственных товариществ. Договор может быть составлен в письменной (обычной) форме. В нем указывается дата и место заключения, а также период, в течение которого он будет действовать. Этим договором учредители закрепляют свое намерение образовать юридическое лицо. В соглашении они также устанавливают условия передачи предприятию своего имущества, меру участия в его деятельности.
Кроме того, в нем определяется порядок создания юридического лица, который они будут использовать. В хозяйственных товариществах договор выступает в качестве единственной правоустанавливающей бумаги. В связи с этим в данном случае в нем также указываются данные о составе и размере складочного капитала, величине и порядке изменения доли для каждого участника. В условиях устанавливается и ответственность по обязанностям. Вторым важнейшим документом юридического лица выступает Устав. Он устанавливает правовой статус предприятия. Устав предназначен для информирования контрагентов и прочих лиц, которые вступают в отношения с организацией, о ее структуре, сфере деятельности и полномочиях руководящего состава. В данном документе также определяются местонахождение, наименование, форма собственности, размер капитала, ответственность участников и прочие важные моменты.
Название организации
Порядок создания юридического лица предусматривает разработку его наименования. Основные требования содержатся в ст. 54 ГК. Согласно ей у юридического лица должно быть название, в котором должно содержаться указание на его форму собственности. В наименовании некоммерческих и унитарных предприятий, а также иных случаях, предусмотренных в законодательстве, должны присутствовать сведения о характере деятельности организации. Фирменное название приравнивается к объекту интеллектуальной собственности. Кроме приведенных выше сведений, в названии может присутствовать имя либо фамилия, характеристика предмета деятельности. Наименование может быть также и произвольным.
Правила включения в название организации слов «Российская Федерация», «Россия» и их производных
Эти элементы могут применяться в наименованиях коммерческих предприятий, согласно актам правительства страны. Эти постановления принимаются по итогам рассмотрения заявлений и прочих обращений заинтересованных лиц особой межведомственной комиссией. При этом уполномоченный орган должен учитывать:
- Масштаб, значимость, сфер и характер деятельности предприятия в интересах государства и общества.
- Место организации на рынках либо в соответствующем секторе.
- Выпуск присущих только России, уникальных услуг или товаров.
- Наличие оригинального сокращенного и полного наименований предприятия, которые позволили бы отличить его от прочих названий, а также соответствие их нормам русского языка.
- Представление интересов страны на международном рынке в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.
Определение местонахождения предприятия
Порядок создания юридического лица предусматривает государственную регистрацию. Место, где она осуществляется, будет являться и местом нахождения предприятия. Согласно ст. 52, эти сведения должны быть указаны в учредительной документации. Процесс государственной регистрации организации проходит по месту нахождения уполномоченного исполнительного органа, действующего постоянно. В случае его отсутствия – на территории, где расположена иная структура, наделенная правом действовать от имени юрлица без доверенности. Местонахождение представляет собой конкретный адрес, где размещен орган управления организации. Также должны быть сведения, выступающие в качестве основания его расположения именно в данной местности. Обязательным условием является постоянное действие органа управления (правление или генеральный директор).
Образование складочного (уставного) капитала, паевого фонда
Этот этап – последний перед государственной регистрацией. Прежде чем осуществить ее, учредителями должна быть оплачена хотя бы половина уставного капитала хозяйственного общества. Такое же правило действует и для хозяйственных товариществ. Членам производственного кооператива необходимо внести к моменту регистрации не меньше 10% паевого вклада. Остальная доля вносится на протяжении года после того, как будет проведена государственная регистрация предприятия.
Фотогалерея (7 фото)
15.12.2016
gopb.ru
29. Порядок создания юридических лиц. Учредительные документы.
В зависимости от характера участия гос.органов в регистрации юр.лиц различают способы:
1.Распорядительный порядок – характеризуется тем, что юр.лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется ( действовал в период СССР). Сейчас же действует явочный порядок, при котором не требуется спец.гос.регистрации, а нужен лишь факт волеизъявления учредителя ( сейчас так создаются политические партии)
2. Разрешительный порядок – предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В настоящее время так создаются объединения коммерческих организаций с предварительного согласия Федерального антимонопольного органа.
3. Нормативно-явочный характер – при нем, для образования юр.лица согласия каких-либо третьих лиц, включая гос.органы – не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юр.лицо.
Правовой основой деятельности любого юр.лица являются его учредительные документы.
Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, ООО, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора или устава.
Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ является учредительный договор.
Для остальных юр.лиц – устав.
Учредительный договор – это консенсуальный договор, который может заключаться только в письменной форме ( простой или нотариальной).
Устав – в отличие от договора, не заключается, а утверждается учредителями. Устав подписывают не все участники, а лишь специально уполномоченные лица.
Государственная регистрация юридических лиц является завершающим этапом образования юр.лица. Проведение регистрации юридических лиц, с 1 июля 2002 года возложено на Министерство РФ по налогам и сборам.
Для регистрации необходимы следующие документы :
1. Заявление о государственной регистрации
2. Решение о создании юр.лица в виде протокола/договора
3. Учредительные документы юр.лица
4. Документ об уплате гос.пошлины за регистрацию
Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Отказ в регистрации возможен лишь в случае предоставления неполного комплекта документов, либо не в тот орган.
30.Реорганизация юридических лиц. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.
При реорганизации юридического лица все права и обязанности реорганизуемого переходят к иным субъектам права, т.е происходит правопреемство.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Разделение — одно юридическое лицо ликвидируется за счет создания нескольких юридических лиц, где имущество первого разделяется между несколькими последующими. Правопреемниками в данном случае являются вновь созданные юридические лица. Реорганизованное лицо ликвидируется.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Выделение — из юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом «первичное» юридическое лицо не ликвидируется, а лишь передает часть своих прав и обязательств вновь созданным лицам.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Преобразование — смена организационно-правовой формы, в данном случае правопреемником является вновь созданное юридическое лицо.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив.
Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.
Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
studfiles.net
Порядок создания юридического лица в РФ :: BusinessMan.ru
Разрешительный порядок создания юридического лица предполагает выполнение определенных действий, принятие специфических актов. Последние направлены на придание организации соответствующего статуса. Далее рассмотрим подробнее порядок создания юридического лица в РФ.
Основные способы
В теории предпринимательского права выделяется несколько вариантов создания юридических лиц. В частности, существуют:
- Учредительно-распорядительный способ. В качестве основания в этом случае будет выступать соответствующее распоряжение муниципального либо государственного органа. Это может быть, например, решение правительства, администрации субъектов или территориальных уполномоченных структур. Такой порядок создания юридического лица используется при формировании унитарных (муниципальных и государственных) предприятий. В качестве собственника, на которого возлагаются данные функции, выступают соответствующие федеральные, субъектные и местные исполнительные органы.
- Учредительный способ. Он применяется при формировании коммерческой организации с одним участником. К примеру, это может быть хозяйственное общество. Также этот способ используется при легитимации (узаконивания) индивидуальной коммерческой деятельности.
- Договорно-учредительный способ. Он применяется при образовании коммерческой организации, в котором количество учредителей больше 1. Это может быть также хозяйственное общество либо товарищество, а также производственный кооператив.
- Дозволительно-учредительный порядок. Этот вариант предусматривает необходимость в получении разрешения госоргана.
Законодательная база
Сегодня в России используются все приведенные выше способы образования организаций. В Гражданском кодексе закреплены положения о том, что коммерческая деятельность должна осуществляться лицами, которые прошли регистрацию в установленном порядке. Это значит, что для получения официального статуса организации необходимо провести определенную процедуру оформления. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация, закрепляются в ФЗ № 129 от 8 авг. 2001 года.
Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)
В процессе образования организации выделено несколько этапов:
- Первая стадия. В ходе нее определяется состав учредителей и проводится общее их собрание.
- Вторая стадия. На этом этапе выбирается организационно-правовая форма.
- Третья стадия. В ходе нее оформляются учредительные документы.
- Четвертая стадия. Она предполагает разработку наименования организации.
- Пятая стадия. На этом этапе определяется место, где будет находиться организация.
- Шестая стадия. В ходе нее формируется складочный (уставной) капитал, паевый фонд.
- На седьмом этапе осуществляется государственная регистрация.
Далее рассмотрим установленный законом порядок создания юридического лица, кратко описав основные стадии.
Определение состава
В законодательстве установлены разные требования по числу и статусу учредителей организации. Например, в хозяйственном обществе может быть всего один участник, а в товариществе – как минимум 2. В производственном же кооперативе — не меньше пяти. При этом следует учесть, что в качестве учредителя хозяйственного общества не может выступать другое аналогичное объединение, которое состоит из одного лица. Полными участниками в товариществе могут быть коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели. В качестве участников хозяйственного общества и вкладчиков в товариществах на вере могут выступать граждане и иные юридические лица. В ЗАО количество акционеров ограничено. Оно не должно быть больше 50. При этом для ОАО таких ограничений нет.
Особенности собрания
Порядок создания юридического лица 2014 года устанавливает, что, если в образовании предприятия участвует два и более субъекта, то решение ими должно быть принято единогласно. При этом на собрании при рассмотрении данного вопроса должен вестись соответствующий протокол. В нем должны быть зафиксированы итоги голосования по каждому пункту, касающемуся образования организации.
Организационно-правовая форма
Порядок создания юридического лица предусматривает самостоятельный выбор формы, в которой будет осуществляться коммерческая деятельность. Однако в законе есть ряд ограничений. В частности, кредитная организация может образовываться в соответствии с любой формой собственности как хозяйственное объединение, аудиторская же фирма, например, не может создаваться как ОАО. На выбор могут повлиять следующие факторы:
- Статус и численность учредителей.
- Профиль деятельности формируемого предприятия.
- Источник капитала. В качестве них, к примеру, могут выступать имущественные доли участников. Организация может также формироваться и за счет вкладов из-за рубежа. В этом случае действует соответствующий порядок создания юридического лица с иностранными инвестициями.
- Выбор структуры отношений и между участниками, и между управленческим аппаратом.
- Возможность контролировать другие предприятия. Ее, в частности, предусматривает порядок создания филиала юридического лица, дочернего предприятия и так далее.
- Мера трудового и другого личного участия в деятельности образуемой организации. К примеру, в производственном кооперативе предусматривается совместная производственная и прочая деятельность членов.
Порядок создания юридического лица: учредительные документы
Одной из первых бумаг при формировании организации считается договор. Его могут заключить участники обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью, а также хозяйственных товариществ. Договор может быть составлен в письменной (обычной) форме. В нем указывается дата и место заключения, а также период, в течение которого он будет действовать. Этим договором учредители закрепляют свое намерение образовать юридическое лицо. В соглашении они также устанавливают условия передачи предприятию своего имущества, меру участия в его деятельности.
Кроме того, в нем определяется порядок создания юридического лица, который они будут использовать. В хозяйственных товариществах договор выступает в качестве единственной правоустанавливающей бумаги. В связи с этим в данном случае в нем также указываются данные о составе и размере складочного капитала, величине и порядке изменения доли для каждого участника. В условиях устанавливается и ответственность по обязанностям. Вторым важнейшим документом юридического лица выступает Устав. Он устанавливает правовой статус предприятия. Устав предназначен для информирования контрагентов и прочих лиц, которые вступают в отношения с организацией, о ее структуре, сфере деятельности и полномочиях руководящего состава. В данном документе также определяются местонахождение, наименование, форма собственности, размер капитала, ответственность участников и прочие важные моменты.
Название организации
Порядок создания юридического лица предусматривает разработку его наименования. Основные требования содержатся в ст. 54 ГК. Согласно ей у юридического лица должно быть название, в котором должно содержаться указание на его форму собственности. В наименовании некоммерческих и унитарных предприятий, а также иных случаях, предусмотренных в законодательстве, должны присутствовать сведения о характере деятельности организации. Фирменное название приравнивается к объекту интеллектуальной собственности. Кроме приведенных выше сведений, в названии может присутствовать имя либо фамилия, характеристика предмета деятельности. Наименование может быть также и произвольным.
Правила включения в название организации слов «Российская Федерация», «Россия» и их производных
Эти элементы могут применяться в наименованиях коммерческих предприятий, согласно актам правительства страны. Эти постановления принимаются по итогам рассмотрения заявлений и прочих обращений заинтересованных лиц особой межведомственной комиссией. При этом уполномоченный орган должен учитывать:
- Масштаб, значимость, сфер и характер деятельности предприятия в интересах государства и общества.
- Место организации на рынках либо в соответствующем секторе.
- Выпуск присущих только России, уникальных услуг или товаров.
- Наличие оригинального сокращенного и полного наименований предприятия, которые позволили бы отличить его от прочих названий, а также соответствие их нормам русского языка.
- Представление интересов страны на международном рынке в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.
Определение местонахождения предприятия
Порядок создания юридического лица предусматривает государственную регистрацию. Место, где она осуществляется, будет являться и местом нахождения предприятия. Согласно ст. 52, эти сведения должны быть указаны в учредительной документации. Процесс государственной регистрации организации проходит по месту нахождения уполномоченного исполнительного органа, действующего постоянно. В случае его отсутствия – на территории, где расположена иная структура, наделенная правом действовать от имени юрлица без доверенности. Местонахождение представляет собой конкретный адрес, где размещен орган управления организации. Также должны быть сведения, выступающие в качестве основания его расположения именно в данной местности. Обязательным условием является постоянное действие органа управления (правление или генеральный директор).
Образование складочного (уставного) капитала, паевого фонда
Этот этап – последний перед государственной регистрацией. Прежде чем осуществить ее, учредителями должна быть оплачена хотя бы половина уставного капитала хозяйственного общества. Такое же правило действует и для хозяйственных товариществ. Членам производственного кооператива необходимо внести к моменту регистрации не меньше 10% паевого вклада. Остальная доля вносится на протяжении года после того, как будет проведена государственная регистрация предприятия.
businessman.ru