Система налогообложения в рф – Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Содержание

Виды систем налогообложения для ИП и ООО в России

Система налогообложения (налоговый режим) – это комплекс налогов, сборов и прочих обязательных платежей, которые обязан уплачивать в государственную казну хозяйствующий субъект, ведущий предпринимательскую деятельность, в соответствии с действующим налоговым законодательством.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует 5 налоговых режимов, которые условно подразделяются на 2 группы:

№ группыНаименование Состав
1Общий (традиционный) режимОСНО
2Специальные (льготные) режимыУСНО, ЕНВД, ПСН, ЕСХН

Рассмотрим каждый режим более подробно:

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, ОРН)

ОСНО – стандартный режим, по умолчанию присваиваемый любому налогоплательщику, если он при прохождении процедуры государственный регистрации бизнеса не заявил о своем желании применять один из спецрежимов. Другое название системы – традиционная, основная.

Также любой хозяйствующий субъект автоматически попадет на ОСН, если он перестал соответствовать требованиям льготного режима, который использовался в установленном порядке в течение календарного года.

ОСНО является самым сложным, трудоемким и затратным видом налогообложения.

Добровольно его выбирают только те налогоплательщики, которые по объективным причинам не попадают под ограничения, установленные для применения льготных налоговых систем:

  • имеют большое количество персонала и (или) высокий уровень доходов;
  • ведут деятельность, предусматривающую работу с контрагентами, также находящимися на ОСН.

См. подробнее про общий режим налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка)

УСНО – один из специальных режимов для юрлиц и ИП, предусматривающий пониженную налоговую нагрузку и доступный для самостоятельного администрирования даже начинающим бизнесменам.

При этом налогоплательщик может выбрать один из двух вариантов расчета налогов, исходя из особенностей экономической деятельности:

  1. УСН – «доходы» (уплачивается налог с полученных доходов в размере 6%).
  2. УСН – «доходы минус расходы» (из суммы полученных доходов вычитаются произведенные затраты, и с этой разницы рассчитывается налог в размере 15%).

См. подробнее про упрощенку.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка)

ЕНВД – льготный режим для юрлиц и ИП, который можно применять, занимаясь только определенными видами предпринимательской деятельности. Как правило, это виды бизнеса, связанные с торговлей в розницу и оказанием бытовых услуг населению.

При этом не имеет значения, сколько фактически зарабатывает налогоплательщик, налог взимается с потенциально возможного дохода, который устанавливается НК РФ и напрямую зависит от физического показателя. Таким показателем могут являться количество наемного персонала, размер торговой площади и т. д.

Размер налога (в пределах от 7,5 до 15%) и перечень видов деятельности, который попадает под ЕНВД, утверждаются в законодательном порядке властями региона, в котором работает (или планирует вести деятельность) хозяйствующий субъект.

См. подробнее про вмененную систему налогообложения.

Патентная система налогообложения (ПСН, патент)

ПСН – льготный вид налогообложения, который доступен только ИП, у которых трудится не более 15 работников.

ПСН также применяется только для определенных видов бизнеса, при этом предприниматель должен купить патент на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента и является налогом, уплачиваемым в связи с применением ПСН.

Фактическая величина доходов коммерсанта в расчет не принимается, а цена патента устанавливается нормативным законодательством региона, в котором работает (планирует вести деятельность) предприниматель.

См. подробнее про патентную систему налогообложения.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

ЕСХН – спецрежим, предназначенный исключительно для сельхозпроизводителей, которыми могут выступать как организации, так и ИП.

Главное требование – субъект должен именно производить сельхозпродукцию (переработка продукции попадает под ЕСХН только в качестве одной из стадий производственного процесса, а не как самостоятельный вид деятельности), при этом доля дохода, получаемого от сельхозпроизводства, должна составлять не менее 70% от общего объема доходов.

Фактически способ расчета налога при ЕСХН аналогичен расчету налога при УСН «доходы минус расходы», только ставка налога ниже – 6% (4% для Крыма и Севастополя).

См. подробнее про сельхозналог.

Совмещение систем налогообложения

Налоговое законодательство РФ не запрещает совмещать две системы налогообложения, но при этом далеко не все режимы сочетаются между собой.

Сориентироваться поможет следующая таблица:

Налоговая система

ОСНОУСНОЕНВДЕСХНПатент

ОСНО

+

+

УСНО

+

+

ЕНВД

+++

+

ЕСХН

+

+

Патент+++

+

При этом предприниматели, в отличие от юрлиц, могут одновременно совмещать не только 2, но и 3 системы налогообложения:

  • ОСНО + ЕНВД + ПСН;
  • УСНО + ЕНВД + ПСН.
Мы подобрали для вас лучшие предложения для ИП и ООО по открытию расчетного счета. Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

nalog-spravka.ru

Система налогообложения в Российской Федерации

В России из-за низкого уровня жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части занимают налоги на прибыль предприятий и таможенные пошлины. В нашей стране это основной прямой налог. Его платят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения, если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.

Основные налоги, собираемые в России:

1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце года.

2. Налог на прибыль – облагается налогом чистая прибыль предприятия (за вычетом всех расходов и убытков).

3. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично работодателями.

4. Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарения инаследство.

5. Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и НДС.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:

· федеральные налоги и сборы;

· налоги и сборы субъектов РФ;

· местные налоги и сборы.

Суммы отчислений с юридических и физических лиц и распределение их по бюджетам различных уровней определяется при утверждении федерального бюджета. В связи с определёнными противоречиями интересов центрального правительства и региональных экономических интересов вокруг разделения налоговых поступлений постоянно идёт политическая борьба. Местные власти естественно хотят иметь больше средств на финансирование инфраструктуры.

Федеральные налоги.

Федеральные налоги — перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий:

— налог на прибыль,

— акцизы на отдельные группы и виды товаров,

— налог на добавленную стоимость,

— налог на операции с ценными бумагами,

— подоходный налог с физических лиц,

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

— платежи за использование природных ресурсов,

— налоги в дорожные фонды,

— гербовый сбор,

— государственная пошлина,

— таможенная пошлина,

— сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их основе слов и словосочетаний,

— специальный налог,

— транспортный налог.

Республиканские налоги.

Республиканские налоги – законодательными актами РФ устанавливаются средние или предельные размеры налогов, но их конкретные ставки определяются законами республик или региональными органами государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Перечень республиканских налогов:

— налог на имущество предприятий,

— лесной налог,

— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем,

— целевой сбор на нужды образовательных учреждений,

— сбор на регистрацию предприятий.

Местные налоги.

Местные налоги и сборы взимаются по решению органов власти различных уровней, они сами определяют введение налогов на своей территории. Для части налогов определяются предельные ставки.

Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степень самостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти в формировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании финансовых ресурсов.

Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местным налогам. В качестве примера приведем положение дел в Москве. В числе местных налогов введен налог на рекламу. После того, как было принято соответствующее решение, Государственная налоговая инспекция Москвы разработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г.Москве». Установлено, что рекламой является любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески, объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций. Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы и подразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или иной счет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служит стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величины фактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешенная законодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекцией ежеквартально.

Использование земли в России является платежным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, которым предоставлена земля в собственность, владение или аренду на территории РФ.

Объектами налогообложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.

Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

studfiles.net

Виды систем налогообложения РФ: ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН

Виды систем налогообложения РФ: ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН.

 

ОСНО – общая система налогообложения (классическая). Чаще всего используется на предприятиях. В классической системе налогообложения ОСНО, юридическое лицо (организация или ИП – индивидуальный предприниматель) платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.

 

УСН – упрощенная система налогообложения. Является добровольным режимом, при применении которого организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховые взносы, а индивидуальные предприниматели – НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховые взносы. Вместо указанных налогов уплачивается один налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для ее использования достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в ст. 346.12. п.2 п.п. 1. второй части НК РФ.

 

ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде вмененной системы налогообложения – налоговый режим, обязательный для организаций и ИП в случае когда они осуществляют предусмотренные законодательством виды деятельности и соответствуют предъявляемым требованиям. При применении вмененной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с уплатой единого налога, организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховых взносов, а индивидуальные предприниматели – НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховых взносов. Вместо указанных налогов уплачивается единый налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. С 1 января 2012 года планируется поэтапная отмена ЕНВД. То есть к тому времени применять ее смогут компании, численностью не более 15 человек. Кроме того, существенно сократятся виды деятельности, попадающие под этот режим. Об отмене ЕНВД говорят все, но никто точно не может сказать, когда оно произойдет. Взамен единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности новым законопроектом (17 мая, в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене единого налога на вмененный доход), предлагается установить добровольный специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Напомним, что с 2012-го года индивидуальные предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и при этом им не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.

 

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Этот режим, как правило, спросом не пользуется, поэтому не будем тратить на него время.

 

Налоговые ставки

 

Кроме систем налогообложения в РФ, необходимо определиться с его объектом. То есть понять, какова будет величина налоговой ставки 6 % (доходы) или 5–15 % (доходы, уменьшенные на величину расходов). Для этого достаточно посчитать примерный доход, величину расходов и возможность подтверждения расходов первичными документами (чеки, товарные накладные, путевые листы и пр.).

 

Объект налогообложения «доходы» выгоднее, если:

 

• Объем расходов небольшой;

• ИП осуществляет деятельность без наемных работников;

• оплата происходит через электронные платежные системы.

 

Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоднее, если:

 

• большой объем расходов;

• расходы можно легко подтвердить перед налоговой;

• планируется, что доходы будут регулярными;

• если для выбранного вида деятельности установлена льготная ставка в регионе (в ряде регионов нужно, чтобы доход от этого вида деятельности был не менее 70–80% от общего дохода).

Источник:  BizYou.Ru

bizyou.ru

Налогообложение в России

Сущность налогообложения

В условиях рыночной экономики управление налогами является основополагающей составляющей в государстве. Дальнейшее динамичное развитие страны требует серьезного развития налоговой структуры, в частности сферы, влияющей на сектора и подсектора функционирования экономики. Налогообложение является основой для существования экономики любой страны. Для того, чтобы разобрать вопрос налогообложения в России необходимо дать определение данному понятию.

Определение 1

Налогообложение — это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.

С начала реформ и по настоящее время процессы преобразований в органах управления налогообложением не являются однонаправленными и однозначными. Важная роль в осуществлении этой реформы отводится трансформации инструментов и механизмов управления налогообложением. Трансформации необходимо совершать на условиях изменчивости экономической структуры.

В условиях современной экономической системы ни одно государство не способно оградить себя от рисков в управлении налоговой системы. Наглядным примером финансово-экономический кризис, поразивший национальные экономики множества стран. Независимо от того, насколько идеальна выстроена система налогообложения-существуют риски. Денежные средства, которые поступают от налогов не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и уже после этого расходуются на нужды государства. Даже в условиях того, что в государстве выстроена должным образом система налогообложения, могут быть пробелы в системе государственного контроля. Поэтому сущность налогообложения зависит не только от методологических особенностей, но и от комплексно выстроенной системы.

Современное налогообложение требует внимательного изучения и проведения анализа методов и средств управления в полной мере учитывающие специфику системы страны, а также разработку кардинального вектора развития органов от которых зависит эффективное административное реформирование налоговой системы страны.

В России политика налогообложения направлена напротив на стимулирование повышений собираемости налогов. На основании этого формируется два кардинально противоположных момента:

  • увеличение налогообложения способствует росту дохода в бюджете страны. Это является положительным моментом.
  • изменение объемов налогообложения влияет на экономическое поведение налогоплательщика и, как показывает практика не всегда в лучшую строну.

Налоговая система страны является одной из эффективны систем формирования экономики страны. Проводимые реформы в сфере налогообложения направлены на развитие предпринимательского сектора, устранению «теневой экономики», привлечение иностранных инвесторов.

Виды налогов

На сегодняшний момент граждане уплачивают такие налоги, как:

  • НДФЛ-налог на доходы физических лиц;
  • налог на имущество;
  • транспортный налог;
  • земельный налог.

В том числе налогами подвержены подакцизные товары, уплата налога на охоту и рыболовство.

Несовершенства налоговой системы в России

Несмотря на то, что налоговая политика призвана развивать экономическую систему, в ее разработке имеются серьезные недостатки. Отсутствует комплексный подход в сфере реформ налогообложения. При разработке не учитывались другие экономические сферы и сложная взаимосвязь участников. Отсутствие комплексного подхода привело ко множеству противоречий между налоговым и бухгалтерским учетом, что осложняет развитие экономического сектора.

Причины несовершенств состоят в том, что: нет единства, множество подходов, множество вариантов, мировая нестабильность. Недостатки налогового законодательства, отличающиеся от потребностей экономической практики. Несовместимость налоговой политики и экономики.

Существенные несовершенства налоговой политики способствует расцвету бюрократизма, за этим следует излишняя административная работа в сфере малого предпринимательства со стороны государственного сектора. Несмотря на то, что государство пытается облегчить жизнь малому бизнесу, налоговое бремя остается тяжелым.

Еще одним веским показателем несовершенства налоговой политики является налог на доходы физических лиц. Это наиболее распространенный налог из тех, что уплачивают физические лица и каждому он знаком.

НДФЛ исчисляют согласно доходу физического лица, которые документально подтверждены на основании действующего законодательства. Налоговым периодом является календарный год.

Замечание 1

НК РФ предусмотрено пять видов ставок по НДФЛ, однако работодателем используется только-13%. Доходами по этой ставке облагается заработная плата и иные вознаграждения, которые подтверждены гражданско-правовым договором. Ставкой 13% облагаются и доходы, полученные от продажи имущества. С одной стороны, этот налог крайне важен. Он является личным доходом, а не усредненным. Одна из задач НДФЛ установление равномерности и всеобщности налогового бремени. Но есть и существенные недостатки. Одним из таких является низкий уровень доходов населения, выплаты работодатели часто задерживают, достаточно сильно развита теневая экономика, а количество частных предприятий незначительно. Во многих странах вопрос несовершенства НДФЛ решили прогрессивным налогообложением. Но как и многих прогрессивном налогообложению характерны, как положительные так и отрицательные стороны.

В настоящее время налоговая система России содержит целый ряд налогов апробированных мировой практикой и рекомендованных мировым сообществом в качестве наиболее приемлемых форм перераспределения средств общества в условиях рыночной конкуренции. Очевидно, налоговые изменения будут, она происходят регулярно.

Опыт функционирования отечественной налоговой системы говорит о том, что, в целом, она оправдывает себя.

spravochnick.ru

Налоговая система России | Законодательство стран СНГ

Налоговая система России

Общие сведения

Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.

Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.

Акцизы. Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.

Налог на доходы физических лиц. Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.

Налог на прибыль организаций. Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.

Сборы за пользование объектами животного мира. Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.

Водный налог. Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.

Государственная пошлина. Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.

Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.

Региональные налоги и сборы.

Транспортный налог. Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.

Налог на игорный бизнес. Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.

Налог на имущество организаций. Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.

Местные налоги и сборы.

Земельный налог. Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.

Торговый сбор. Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.

Специальные налоговые режимы.

В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:

Единый сельскохозяйственный налог. Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.

Упрощенная система налогообложения. Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Единый налог на вмененный доход(далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики — организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона.  Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных на основании ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.

Патентная система. Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.

В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как «аграрно ориентированное», то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

www.ru.spinform.ru

1. Система налогообложения в российской федерации

30

РЕФЕРАТ

В данной дипломной работе предпринимается попытка на основе отечественных и зарубежных источников проанализировать систему налогооблжения в Российской Федерации, рассмотреть ее структуру и направления развития.

Хорошее знание законов о налогах является одним из важнейших аспектов в работе предприятия, организации или физических лиц, занимающихся производством, предпринимательством, иными видами коммерческой деятельности.

В первой части данной работы рассматривается система налогообложения в нашей стране, ее принципы, виды налогов и сборов. Во второй части делается попытка проанализировать деятельность одного из крупнейших издательств — “Художественная литература” с точки зрения влияния налогов на прибыль этого предприятия, посколько именно прибыль является основным критерием его успешной работы.

Актуальность рассмативаевой проблемы определяется, прежде всего, тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики знание системы налогообложения и правильная реализация ее законов являются основой экономического успеха и устойчивости. Что, свою очередь, может способствовать укреплению и развитию социально ориентированным новым экономическим отношениям.

Большинство экономических расчетов сделаны на материалах преддипломной практики в издательстве “Художественная литература“. Базовыми документами являются годовые отчеты издательства за период 1993 — 95 гг. ( балансы предприятия, приложения к ним ).

В рамках данной работы невозможно, конечно, достаточно глубоко осветить все вопросы, которые могут возникнуть в реальной деятельности предприятия. Поэтому главная цель, которую автор поставил перед собой — это дать общие понятия о налогах и их влиянии на результаты деятельности конкретного предприятия и главный из них — прибыль.

Работа включает большое количество примеров, схем и таблиц, поясняющих основные принципы системы налогообложения и результаты деятельности издательства “Художественная литература”.

Автор выражает благодарность научному руководителю — Мужениковой Т.В. — за большую теоретическую и практическую помощь в написании дипломной работы и директору издательства “ Художественная литература “ Петрову А.Н. за возможность ознакомиться с деятельностью издательства и представление необходимых материалов.

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат____________________________________________ с.

Введение___________________________________________ с.

1. Система налогообложения в Российской Федерации____ с.

1.1. Структура налоговой системы____________________ с.

1.2. Принципы налоговой системы____________________ с.

1.3. Виды налогов и особенности их начисления________ с.

1.4. Особенности налогообложения издательской

деятельности____________________________________ с.

2. Технико-экономическая характеристика объекта исследова-

ния — издательства “Художественная литература”_______ с.

3. Анализ системы налогообложения в издательстве

“Художественная литература”_________________________ с.

4. Проектные предложения______________________________ с.

Заключение__________________________________________ с.

Библиографический список____________________________ с.

1.1. Структура налоговой системы

Одной из наиболее эффективных форм управления рыночной экономикой является государственное налоговое регулирование. Вводя налоги, государство преследует две основные цели. Первая из них заключается в изъятии у физических и юридирческих лиц их доходов в свою пользу. В этом проявляется фискальная функция государства ( от латинского fiscus — государственная казна ). Вторая цель — обеспечение регулируемой государством системы управления рыночной эконмикой. Здесь же можно говорить о стимулирующей функции, то есть об экономических методах и рычагах, которые формируют экономические отношения в сфере производства, в сфере обмена, обращения и потребления материальных и духовных благ.

Экономический механизм системы налогообложения может достигнуть поставленной цели, если обеспечивать:

— равные экономические условия для всех предприятий любых организационно-правовых форм, независимо от форм собственности;

— заинтересованность предпринимателей в получении доходов;

— заинтересованность предприятий через налоговые ставки, систему льгот и поддержки в насыщении товарами потребительского рынка, ускорении НТП, решении насущных социальных задач;

— уверенность предпринимателей в правильности принимаемых решений при долгосрочном планировании и прогнозировании своего развития, для чего налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива.

Мировая практика выработала и использует множество форм налгов, различающихся по объекту, источникам и формам взимания.

Объекты налогообложения можно классифицировать следующим образом:

— доход;

— имущество;

— передача имущества;

— обращение товаров;

— потребление товаров.

Им отвечают и соответствующие формы налогов:

— подоходный налог;

— налог на имущество;

— налог на наследование;

— налог на дарение;

— таможенные пошлины;

— акцизы;

— налог на добавленную стоимость.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые — подоходные и поимущественные, косвенные — на обращение и потребление.

Критерием деления налогов на прямые и косвенные является установление окончательного плательщика налога. Если им является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог называется прямым. Если окончательным плательщиком налога является потребитель товара, на которого налог перекладывается через надбавку к цене, такой налог называется косвенным.

Классификация и примеры налогов преведены в таблице1.1.

1.2. Принципы налоговой системы.

Существенные измененияв политической системе государства привели к коренной ломке экономических отношений, что в свою очередь отразилось на системе налогообложения.

Общие принципы построения этой системы определил закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (27.11.1991 г.). Это — стержневой закон в системе законодательных актов по налогам, разработанных в соответствии с налоговой реформой в Росии. Он является своеобразным налоговым кодексом, так как устанавливает перечень идущих в бюджетную систему России налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Впервые налогообложение России оформилось в строгую систему, которая, безусловно, еще будет уточняться и совершенствоваться.

В чем же принципиальное отличие новой системы налогообложения от прежней?

В частности, ранее вместо налгов широко применялись платежи, которые в основном входили в себестоимость и по величине во многом зависели от видов деятельности, объемов производства, уровня рентабельности и часто устанавливались персонально для отдельных предприятий.

Теперь же объектами налогообложения стали доходы (прибыли), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. Практически исчезла возможность установления индивидуальных налоговых ставок (платежей) для конкретных предприятий.

Налоги России впервые разделены на три вида в зависимости от уровня установления и изъятия налогов:

1) федеральные — на уровне России ;

2) республиканские ( региональные ) — на уровне субъектов РФ;

3) местные — на уровне городов и районов.

В соответствии с законом “ Об основах налоговой системы РФ” был установлен принцип единства налоговой политики, который сводился к следующему порядку установления перечня налогов, величин налоговых ставок и формирования бюджетов различных уровней:

1.Перечень налогов. Центральные органы власти утверждают полный перечень налогов с разбивкой по трем уровням. Федеральные налоги вводятся в обязятельном порядке и должны взиматься на всей территории РФ. Республиканские и местные налоги могут вводиться, а могут вообще не вводиться по усмотрению органов власти.

2. Ставка налогов. Центральные органы власти утверждают единые ставки и объекты налогообложения федеральных налогов, действующих на всей территории России.

3.Бюджеты. Федеральный бюджет формируется исключительно из федеральных налогов. Бюджеты субъектов федерации поплняются не только за счет поступлений по республиканским налогам, но и за счет некоторых налогов, причисленных к федеральным. В местные бюджеты поступают не только местные налоги, но и часть или полностью некоторые налоги, относимые к федеральным или республиканским.

Перечень всех типов налогов приведен в таблицах 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3

Законом РФ “ Об основах налоговой системы РФ” установлено, что система налогообложения действует без изменения вплоть до принятия высшим законодательным органом России специального решения о налоговой реформе — об изменении перечня налогов, объекта налогообложения и методов их взимания. Предложения о проведении налоговой реформы могут вносить Президент РФ, Правительство РФ, комитеты и комиссии Государственной думы и Совета Федерации.

studfiles.net

Системы налогообложения

Общая система налогообложения. ОСНО
Налог на добавленную стоимость НДС
Налог на прибыль организаций
Транспортный налог
Налог на имущество организаций

Упрощенная система налогообложения. УСН

Единый налог на вмененный доход. ЕНВД

Общая система налогообложения. ОСНО.

Краткая характеристика налогов и взносов, подлежащих уплате при общем режиме  налогообложения:

Налог на добавленную стоимость. НДС. Глава 21 НК РФ

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. НДС является косвенным налогом, включаемым в цену товаров, работ, услуг, то есть этот налог фактически оплачивает конечный потребитель.

Налоговым периодом по НДС является квартал.

Налоговые ставки по НДС:

  • 0% – на товары (работы, услуги), перечисленные в п.1 статьи 164 НК РФ,
  • 10% – при реализации товаров, перечисленных в п.2 статьи 164 НК РФ, в том числе:

— некоторые продовольственные товары,
— некоторые товары для детей,
— медицинские товары по специальным перечням,
— периодические издания, не носящие эротического или рекламного характера,
— книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой,

  • 18% – на остальные товары, работы и услуги,
  • 10/110 и 18/118 – расчетные ставки при получении денежных средств, учитываемых с НДС (при получении предварительной оплаты под поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг,  реализация которых облагается НДС)

Налог на прибыль организаций. Глава 25 НК РФ

Налог на прибыль (НП) организаций является прямым, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли.

Объектом обложения является прибыль, полученная налогоплательщиком и определяемая по данным регистров налогового учета, который обязаны вести все организации, применяющие общий режим налогообложения. Прибылью признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с требованиями, изложенными в НК РФ.

Ставки налога на прибыль организаций устанавливаются специальными решениями местных органов власти в пределах 20%. В Санкт-Петербурге ставка налога на прибыль составляет 20% (18% – в региональный бюджет, 2% – в федеральный бюджет).

Налоговым периодом по НП является календарный год.

Отчетные периоды – первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Транспортный налог. Глава 28 НК РФ

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие машины и механизмы, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

Налоговый период по налогу – календарный год. Отчетные периоды для налогоплательщиков-организаций – 1-й, 2-й и 3-й кварталы.

Налоговые ставки по налогу устанавливаются соответствующим законом Санкт-Петербурга в зависимости от вида транспортного средства и его физического показателя.

Сроки уплаты (для организаций): авансовых платежей –до 1 сентября текущего года, за налоговый период – до 1 сентября года, следующего за налоговым.

Налог на имущество организаций. Глава 30 НК РФ

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств и доходных вложений в материальные ценности. Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования.

Налоговая база – среднегодовая (средняя) стоимость имущества. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается первый квартал, полугодие, девять месяцев.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере . произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Сроки уплаты налога и сдачи налоговых деклараций: за отчетные периоды – до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом; за налоговый период – до 30 марта года, следующего за отчетным.

Упрощенная система налогообложения. УСН. Глава 26.2 НК РФ

УСН применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Суть УСН заключается в том, что налогоплательщики уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности, заменяющий ряд налогов общей системы налогообложения:

При УСН организации НЕ уплачивают

При УСН организации уплачивают

Налог на прибыль

Единый налог УСН

НДС (за исключением уплачиваемого при экспорте)

Налог на имущество

НДФЛ для ИП

Налогоплательщики, выбравшие УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, но ведут налоговый учет для правильного расчета налогов. В ряде случаев, иные нормативные акты налагают на юридические лица требование вести бухгалтерский учет. Налогоплательщики при УСН обязаны учитывать: основные средства, кассу, заработную плату, НДФЛ  и отчисления в фонды.

Объект налогообложения выбирается самим налогоплательщиком при подаче заявления о переходе на УСН. Им могут быть:

• доходы, облагаемые налогом по ставке 6%,

• доходы, уменьшенные на величину расходов, облагаемые для Санкт-Петербурга налогом по ставке 10% (Статья 346.20 Главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает, что законами субъектов Российской Федерации в рамках упрощенной системы налогообложения могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов.

Условиями применения УСН явлются:

  • средняя численность работающих не превышает 100 человек,
  • доходы за 9 месяцев, предшествующих переходу на УСН не превышают 45 млн руб (до 01.10.2012г.), за год – не превышают 60 млн руб (с 01.10.2010г. до 01.01.2013г.),
  • балансовая стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн руб,
  • не менее 75% уставного капитала принадлежит физическим лицам (за исключением организаций, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%).

Не имеют права применять УСН:

  • организации, имеющие филиалы и представительства,
  • банки,
  • страховщики,
  • негосударственные пенсионные фонды,
  • инвестиционные фонды,
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг,
  • ломбарды,
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизной продукции, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных,
  • организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом,
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой,
  • участники соглашений о разделе продукции,
  • организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД,
  • организации и предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей,
  • бюджетные организации.

Для перехода на УСН организации подают заявления в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году ее применения. Вновь зарегистрированные подают заявление в пятидневный срок с момента регистрации в налоговом органе.  

Изменить объект налогообложения после подачи заявления можно до 20 декабря года, предшествующего году, в котором будет впервые применяться УСН,  либо через 1 год применения УСН. При этом необходимо уведомить налоговые органы до 20 декабря года, предшествующего году, с которого изменяется объект налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов. Налоговый период – календарный год, отчетные периоды – I квартал, полугодие, 9 месяцев.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным периодом.

Сроки уплаты налога установлены не позднее срока подачи декларации по итогам налогового периода:

  • для организаций – до 31 марта следующего года,
  • для индивидуальных предпринимателей – до 30 апреля следующего года.

Единый налог на вмененный доход. ЕНВД. Глава 26.3 НК РФ

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – обязательная система для тех категорий налогоплательщиков, которые осуществляют вид деятельности, отнесенный к установленному Законом перечню.

Согласно указанным нормативным актам система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении следующих видов деятельности:

оказание бытовых услуг услуг населению,

  • оказание ветеринарных услуг,
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств,
  • оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках,
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве  не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг,
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
  • розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети,
  • распространение и(или) размещение наружной рекламы,
  • распространение и(или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах,
  • оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров,
  • оказание услуг по передаче во временное владение и пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, подпадающую под действие данного налога.

Для налогоплательщиков ЕНВД уплата ряда налогов по деятельности, подпадающей под ЕНВД, заменяется уплатой единого налога, перечень таких налогов в целом аналогичен перечню налогов, заменяемых единым на логом при УСН.

При ЕНВД организации НЕ уплачивают

При ЕНВД организации уплачивают

Налог на прибыль

Единый налог ЕНВД

НДС (за исключением уплачиваемого при экспорте)

Налог на имущество

НДФЛ для ИП

В то же время сохраняется действующий порядок уплаты иных налогов и сборов.

Объектом налогообложения при ЕНВД признается вмененный доход. Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Ставка единого налога на вмененный доход является единой для всех – 15% от вмененного дохода.

Таким образом, уплачивается ЕНВД не с фактического дохода, а с того, который вменен законом При расчете величины вмененного дохода учитывается значение базовой доходности, число физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности. Насколько выгодна для предпринимателя данная система налогообложения, определяется его фактически получаемым доходом, который может быть как больше, так и меньше, чем тот доход, с которого берется налог.

Налоговый период – квартал. Уплата налога производится не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом.

Налоговая декларация предоставляется не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом.

www.vajour.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *