Перерабатывающие заводы россии: Заводы по переработке мусора в россии список

Содержание

«Россия будет вынуждена производить топливо для мусоросжигательных заводов»

14 мая «Росатом», «Ростех» и ВЭБ.РФ сообщили, что заключили соглашение о строительстве 25 мусоросжигательных заводов в российских регионах (каких именно — не уточняется). Известно, что заводы будут обслуживать «крупнейшие туристические центры России» и агломерации с населением не менее 500 тыс. человек.

«Планы распространения мусоросжигательных заводов (сначала было заявлено о строительстве 5-ти таких заводов, теперь объявлено про 25 новых) несут большое количество разнообразных рисков – не только социальных и экологических, но и экономических», — полагает Татьяна Честина, председатель правления Движения ЭКА.

Больше заводов — больше мусора для них

Планируется, что на МСЗ будут сжигать только неперерабатываемый мусор, прошедший сортировку. Для работы заводов, в которые вложены инвестиции, потребуется неперерабатываемая пластиковая упаковка (пластик хорошо горит и обладает высокой теплотворностью) – например, комбинированная.

Ее активно используют на российском рынке и постепенно запрещают в Евросоюзе.

Вместо того, чтобы сокращать объемы отходов, производить только легко перерабатываемую упаковку, переходить на многоразовую и оборотную тару, Россия будет вынуждена производить топливо для МСЗ.

Таким образом, строительство МСЗ поощряет рост неперерабатываемого мусора, который сожгут на опасных и дорогих заводах, вместо того, чтобы принимать системные меры по сокращению мусора. В Евросоюзе с 2021 года (как пример системной меры) вводится полный запрет на использование одноразовой пластиковой посуды, пластиковых пакетов, ватных палочек и других одноразовых пластиковых трудно перерабатываемых отходов.

Часто в пример приводится Швеция, которая закупает за рубежом мусор, чтобы сжигать его на своих МСЗ. При этом умалчивается, что шведский опыт — негативный.

В Швеции растет переработка отходов и потому становится меньше смешанного мусора для сжигания. Но поскольку работа МСЗ предполагает регулярное поступление определенных объемов мусора (иначе наступят санкции со стороны инвестора), страна вынуждена его импортировать.

По словам замминистра финансов Швеции Пера Болюнда, «правительство его страны, вынужденной импортировать мусор со всей Европы, чтобы обеспечить загрузку построенных в прошлые десятилетия мусоросжигательных заводов, хотело бы отказаться от этой практики».

Европейский союз исключил так называемые заводы «отходы в энергию» или мусоросжигательные заводы из перечня видов деятельности, которые соответствуют Целям устойчивого развития ООН. Сжигание отходов для получения энергии в отчете признано «угрозой предотвращению образования отходов, переработке и построению экономики замкнутого цикла». Кроме того, отчет признает, что сжигание мусора вносит значительный вклад в изменение климата.

Мусоросжигание опасно для здоровья людей

При сжигании твердых коммунальных отходов образуются вредные вещества, в том числе токсичные тяжелые металлы и диоксины — сильнейшие канцерогены и мутагены. Даже в Европе при наличии жестких стандартов и контроля выбросы диоксинов МСЗ не являются нулевыми.

В России же доля вторичной переработки отходов составляет 4–5%, а система сбора и утилизации некоторых видов опасных отходов практически отсутствует. Это делает мусоросжигание еще более опасным для окружающей среды и здоровья людей.

Сжигание — это не «нулевое захоронение», как нам пытаются представить лоббисты МСЗ.

После сжигания образуется до 30% золы и шлаков (по массе) более высокого класса опасности, чем исходные отходы. Зола — летучий материал, который может легко распространяться в окружающей среде и требует особых мер безопасности и специально оборудованных мест размещения.

Сжигание мусора — самый дорогой способ обращения с отходами

По данным Академии коммунального хозяйства имени К.Д. Панфилова, в строительство МСЗ вкладывается в два раза больше средств, чем в создание предприятий, перерабатывающих отходы в новую продукцию. Затраты на эксплуатацию МСЗ также почти в два раза выше, чем на содержание перерабатывающих предприятий.

Инвестиции при мусоросжигании настолько велики, что вернуть их возможно только с помощью субсидий и налоговых льгот.

Поэтому энергия от сжигания отходов была объявлена возобновляемой и правительство ввело на нее «зеленый» тариф, который обязывает участников оптового рынка электроэнергии закупать энергию у МСЗ. Разница в тарифах так или иначе будет переложена на конечного потребителя.

В стране избыток дешевой энергии, и производить более дорогую энергию из отходов просто не имеет смысла, хотя строители мусоросжигательных заводов пытаются представить «энергию из отходов» якобы как преимущество.

Часто цитируется опыт зарубежных стран, использующих мусоросжигание, однако он рассматривается однобоко и не является примером для подражания. В коммюнике Европейской комиссии COM(2017) 34 final (вышло в январе 2017) европейским странам рекомендуют отказываться от мусоросжигания и его господдержки, развивать сокращение образования отходов, их вторичную переработку и внедрять принципы циклической экономики.

Мусоросжигание нарушает закон

Поддержка и распространение мусоросжигания нарушает российское законодательство, а именно п.2 ст. 3 № 89-ФЗ «Об отходах», где прописан приоритет использования исходных сырья и материалов, предотвращения и сокращения образования отходов и их сортировки над обезвреживанием (сжиганием) и захоронением. Это — направления государственной политики в области обращения с отходами.

На практике мы видим совершенно обратную ситуацию: вместо приоритетных мер по сокращению отходов власти поощряют рост мусоросжигательных мощностей, а большая часть смешанных отходов после сортировки из-за отсутствия системы раздельного сбора отправляется на полигоны.

Что можно делать для реального решения мусорной проблемы

Поддержать и помочь распространить инициативу «За отказ от мусоросжигания и за предотвращение образования отходов«, которую на сайте «Российской общественной инициативы» запустил Альянс против сжигания и за переработку отходов. В Альянс входят Гринпис России, движение «РазДельный Сбор», Движение ЭКА, Центр экономии ресурсов, центр «Дронт», общественная организация «Друзья Балтики». Когда петиция наберет 100 тыс. голосов, ее рассмотрит правительство (

по состоянию на 18.05.20 инициатива набрала около 16 тыс. голосов — Прим. ред.).

Альянс предлагает убрать из закона «Об отходах» принятую в конце 2019 года поправку, приравнявшую сжигание мусора к переработке, а также наказывать за нарушение приоритетов госполитики в сфере обращения с отходами (как при принятии правовых актов, так и при их реализации).

Экологические организации предлагают включить в этот закон запрет на оборот в России некоторых видов товаров и упаковки, которые трудно или невозможно переработать или которые имеют многоразовую альтернативу. Это позволит реально решать мусорную проблему стране.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Список нефтеперерабатывающих заводов России на 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *