Организационное планирование центра развития детей: Бизнес план детского развивающего центра с расчетами

Содержание

СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Выборгского района»

Сайт: www.csvr.ru

Центр семьи в социальных сетях:

Vkontakte: https://vk.com/club169808602

Instagram: https://www.instagram.com/viborgskicentrsemiu_spb/?Hl..

Twitter: https://twitter.com/Viborgskicentr1?Lang=ru

Facebook: https://www.facebook.com/vibogskicenterspb/

 

Адрес: 2-й Муринский пр., д. 19, литера Е, Санкт — Петербург
телефон: 294-28-76, факс: 294-05-17
E-mail: [email protected]

 

Режим работы: понедельник-четверг 9:00-21:00,

Пятница: с 09.00 до 20.00

перерыв 13:00-13:30

 

Директор центра: Николай Николаевич Гребнев

 

СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Выборгского района» создан в июле 2007года.

Основная задача центра – социальное обслуживание семей с несовершеннолетними детьми и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Организационно-методическое отделение

Специалисты отделения осуществляют планирование и ведение отчетности о деятельности Центра.

2-й Муринский пр., д. 19, литера Е, тел.: 294-37-46

 

Отделение приема и консультации граждан

2-й Муринский пр., д. 19, литера Е, тел.: 294-28-76

Специалисты отделения осуществляют прием семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; проводят консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание; оказывают бесплатные юридические и психологические консультации, реализуют программы развивающих психологических занятий для детей и взрослых.

 

Отделения дневного пребывания несовершеннолетних (ОДПН)

ОДПН № 1, 3: 2-й Муринский пр., д. 19, литера Е, тел.: 294-48-68, 8-931-326-49-34,
ОДПН №2: п. Парголово, ул. Торфяная д. 25 (помещение школы № 475), п. Осиновая Роща, Школьный пер., д.1, тел.:
8-931-326-49-34

ОДПН№4: п. Парголово, ул. Ф. Абрамова. д.16, к.1, тел.: 617-32-52

Специалисты отделений осуществляют работу по профилактике безнадзорности детей, организуют досуг, отдых, оздоровление и занятость детей и подростков. Реализуют программы групповой работы развивающей, досуговой и профилактической направленности, как на базе отделений, так и на базе образовательных учреждений Выборгского района.

 

Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних №1, 2, 3, 4
пр. Пархоменко, д.18, телефоны: 552-31-48, 552-42-04, 552-31-20, 552-31-48

Специалисты отделений занимаются выявлением несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; организацией досуговых мероприятий для родителей и их детей, предоставляют бесплатные социально-правовые, социально-психологические и социально-педагогические услуги; осуществляют социальный патронаж — регулярное посещение семей; социальное сопровождение – содействие в получении услуг других органов/организаций.

 

Отделение социального обслуживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет

2-й Муринский пр., д.19 лит.Е телефон: 294-28-76 (доб.122)

Специалисты отделения оказывают полный комплекс социальных услуг (социально-бытовых, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-трудовых, социально-медицинских) семьям, которые приняли на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юношам и девушкам, ранее находившимися под попечительством в возрасте от 18 до 23 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Отделение социального обслуживания семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2-ой Муринский пр., д. 19, литера Е, телефон: 294-28-76 (доб.105)

Специалисты отделения оказывают полный комплекс социальных услуг (социально-бытовых, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-трудовых, социально-медицинских) семьям, которые приняли на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации


Б. Сампсониевский пр., д.38-40, литера А, телефон: 291-46-26

Специалисты отделения оказывают психологическую, социальную и иные виды помощи женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, опасной для их физического и психического здоровья. Осуществляют патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, оказывают содействие в решении проблем и преодолении трудных жизненных ситуаций.

 

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних №5

Б. Сампсониевский пр., д.38-40, литера А, телефон: 291-46-26

Специалисты отделения оказывают помощь гражданам, зависимым от психо-активных веществ и созависимым лицам.

 

Отделение «Социальная гостиница для несовершеннолетних» 
Лесной пр., д. 20, к.6, телефон: 573-94-53

Основными задачами отделения являются: обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; оказание социально-правовой, социально-психологической, социально-педагогической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям; содействие в социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних в обществе.

 

Программа «Развитие»

Пояснительная записка

Предлагаемый  вариант программы «Развитие» представляет собой четвертый вариант программы, адаптированный для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки  Российской федерации № 1155 от 17.10.2013г.). В соответствии с Требованиями к структуре образовательной программы программа «Развитие» обеспечивает развитие личности детей  дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей.

Психическое развитие ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность. Выделение наиболее существенных характеристик подобных изменений, интегрирующих все остальные, — главная задача воспитания. Эти характеристики являются основными единицами, определяющими ключевые направления психического развития ребенка. В качестве одной из таких единиц можно рассмотреть развитие

способностей как основную образовательную цель данной программы. Программа направлена на развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми.

Основное внимание авторы программы переносят с содержания обучения на его средства. Напомним, что содержание — это знания, конкретные навыки и умения, усваиваемые детьми на разных видах занятий или в свободной деятельности (представления о явлениях природы, о жизни людей в обществе, о математических отношениях: навыки счета, связной речи и т.п.). Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям, и, соответственно, осваиваются детьми.

Действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, выполняют двойную функцию: с одной стороны, они обеспечивают усвоение предлагаемых в обучении содержаний, что особенно важно для детей старших дошкольных возрастов в связи с подготовкой их к школе, а с другой стороны, и это главное, — развивают общие способности.

Задача, стоявшая перед авторами программы, заключалась в том, чтобы  в каждом возрасте специально создавать образовательные ситуации и использовать ситуации естественной жизни детей,  которые в максимальной степени развивают их общие способности.

Теоретическими основаниями программы «Развитие» являются следующие положения.

Первое — концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем*. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка – это амплификация, т. е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

Второе — теория деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Согласно их теории, развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего, игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.

Третье — концепция развития способностей, разработанная Л. А. Венгером** и его сотрудниками. Под способностями, вслед за отечественными авторами (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер и др.) мы понимаем обобщенные способы ориентировки, обеспечивающие успешность в деятельности, успешность решения той или иной задачи. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для  дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы, в то же время – это могут быть словесно задаваемые правила и инструкции.***

Способности позволяют ребенку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач. Основной путь развития способностей — это постоянный переход от внешних действий с условными заместителями (схемами, моделями, символами) к действиям в уме. Как правило, дети сначала выполняют новые для них действия вместе с взрослыми, затем с другими детьми и, наконец, самостоятельно.

Способности  могут относиться к разным областям действительности, разным типам задач, возникающим в результате взаимодействия человека с окружающей действительностью.

________________________________

* Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. М., 1986. Т.1. Психологическое    развитие ребенка            

** Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания  /Под ред. Л. А. Венгера. М,, 1986

 *** Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А.Венгера.М., Интор, 1996.

 

Условно, в  зависимости от задачи, возникающей у человека по отношению к окружающей действительности, способности можно разделить на три вида: познавательные, коммуникативные и регуляторные.

Классификация способностей по видам задач может быть проведена в соответствии со сферами действительности с точки зрения их представленности в психике человека. С точки зрения К.-Р. Поппера в окружающем мире можно выделить объектную сторону действительности сферу человеческих отношений и самого человека.*  Задачи, предъявляемые  каждой из выделенных сфер, содержат необходимость развития у человека определенных способностей в ситуациях взаимодействия с объектным миром и миром человеческих отношений – умственных (познавательных и творческих) — для взаимодействия с объектным миром, коммуникативных — для взаимодействия с людьми и регуляторных — для регулирования своего поведения и деятельности. Умственные способности могут быть разделены на познавательные и творческие, познавательные, в свою очередь – на сенсорные и интеллектуальные.

Способности восприятия (сенсорные способности) «обнаруживаются в виде восприятия тех или иных свойств и отношений предметов и  явлений объективного мира или свойств собственных действий индивида». Решение различных перцептивных задач  происходит при помощи сенсорных эталонов и действий по их использованию. (Подробнее о сенсорных способностях см. в разделе «Сенсорное воспитание» образовательной области «Познавательное развитие»).

Развитие интеллектуальных способностей происходит в процессе усвоения действий замещения, построения и использования наглядных моделей, а также слова в планирующей функции.

Процесс овладения наглядным моделированием включает несколько отдельных линий. Первая линия – расширение диапазона моделируемых отношений. Наиболее просто и доступно для детей наглядное моделирование  пространственных отношений. В дальнейшем оказывается возможным  ввести моделирование временных отношений и затем моделирование других типов отношений, вплоть до логических.

Вторая линия изменений касается степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений внутри каждого типа. Вначале детям доступно моделирование единичных конкретных ситуаций, впоследствии дети строят модели, имеющие обобщенный смысл  и отображающие черты многих объектов и ситуаций.

Третья линия изменений состоит в изменении самих наглядных моделей, с  которыми действуют дети. Движение идет от моделей, отображающих внешние особенности объектов как в конкретном, так и в обобщенном виде – иконических моделей, к моделям, представляющим собой условно-символическое изображение отношений.

________________________________

   * Поппер К.-Р. Логика и рост научного знания. Пер с англ. М.: Прогресс, 1983

 

Четвертая линия изменений связана с типом выполняемых действий моделирования. Сначала детям более доступно использование готовых моделей, позднее они могут освоить действия самостоятельного их построения. Построение модели включает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу. Во втором случае моделирование выступает в функции планирования деятельности и свидетельствует о наличии внутренних идеальных форм моделирования.

Творческие способности дошкольников могут развиваться в процессе решения задач по созданию образов воображения. Простейший из таких образов создается, например, благодаря опредмечиванию элементарного графического изображения (круг — яблоко, шарик, мяч). В дальнейшем — это создание детализированных образов, образов, включенных в сюжет, образов-композиций, в которых предложенный для дорисовывания образец является второстепенной деталью  (О.М.Дьяченко)*

В программе развитию творческих способностей ребенка уделяется большое внимание. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном с взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное — в формировании замыслов и их реализации. Во многих разделах программы имеются задачи, направленные на развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы.    

Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в контексте специфических дошкольных видов деятельности, в основном в игровой форме. В игровой форме, в форме общения с взрослыми и сверстниками происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка – от детского экспериментирования (Н. Н. Поддъяков**) до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы. Решение этих образовательных задач предлагается, в основном, через образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Коммуникативные способности рассматриваются нами как играющие ведущую роль в социальном развитии ребенка-дошкольника. Коммуникативные способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей и свое состояние, возникающее в таких ситуациях, адекватно выстраивать на основе этого свое поведение, владеть способами выражения своего отношения к взрослым и к сверстникам.

___________________________

 *Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. М.: Международный образовательный и Психологический Колледж. 1996 г

 ** Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1997

Коммуникативные способности (в отличие от познавательных) позволяют ему  присваивать качества, составляющие особую сторону человеческой психики: эмоционально-личностные особенности, личностные смыслы. Развитые коммуникативные способности могут быть охарактеризованы как действия  нахождения компромисса в общении человека с другими людьми, позволяющие ему удовлетворять собственные потребности и приводящие к удовлетворению потребностей другого человека.

Становление коммуникативных способностей происходит в таких формах социальной жизни как общение, взаимодействие, сотрудничество. Умение детей договориться, соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу происходит в процессе игры, общения, взаимодействия  детей в продуктивной деятельности

Образовательные ситуации в Программе построены таким образом, что в них предусматривается сотрудничество детей, связанное с распределением ролей, материала, функций и отдельных действий.

 Результатом развития коммуникативных способностей станет «социализация»  как овладение способами поведения, позволяющими соответствовать коммуникативным нормам, быть принятым в обществе.

В процессе взаимодействия ребенка с окружающими, игры, выполнения различных заданий происходит становление регуляторных способностей.

Специфика регуляторных способностей заключается в решении особых задач: принятии, удерживании, а на уровне саморегуляции и постановке умственных (познавательных или творческих) задач, практических задач, задач  на коммуникацию*. Специфические средства, актуализируемые при столкновении ребенка с различными задачами, предлагаемыми действительностью, позволят начать ориентироваться на эти задачи и удерживаться «в задаче», добиваясь ее решения.

Суть действий регуляции состоит в различении ребенком ситуаций задач, условий их предъявления, их удерживании, что позволяет благодаря другим способностям  выполнять действия в соответствии с задачами, а также постановке задач.

Регуляторные способности имеют многокомпонентное строение. Психологическая регуляция поведения и деятельности может происходить на эмоциональном и произвольном уровнях.

Эмоциональное принятие ситуации (и предлагаемых ею задач), выделение и освоение способов действия или правил поведения в ней становится для ребенка особой задачей, требующей освоения специальных средств и действий.

___________________________

   * Булычева А.И. К проблеме развития общих способностей дошкольников // Антропологические основы развивающего дошкольного образования. М.: Российский Университет дружбы народов, 2009

Эмоциональный компонент регуляции актуализируется, когда обнаруживается расхождение между целями, желаниями субъекта и целями, предлагаемыми в виде задач в ситуации, в которую попадает человек. Возникающее при этом напряжение приводит к созданию, а потом и запоминанию определенного эмоционального образа (А.В.Запорожец*), отражающего, с одной стороны, особенности ситуации (ее внешний вид, атрибуты), с другой стороны, носящего собственно эмоциональную «окраску», отражающего смысл происходящего для человека. Характер эмоционального, а скорее эмоционально-смыслового образа, будет зависеть от того, как воспринимается ребенком ситуация, в которую он попадает, какой у него опыт пребывания в подобных ситуациях, какой смысл она имеют для ребенка.

Произвольный компонент регуляции предполагает сознательное принятие и удерживание задачи, способа действия, приводящего к достижению результата — действия определенным образом, по правилу. Правила могут предлагаться ребенку в разных формах: в виде собственного поведения взрослого, выступающего в качестве образца, в виде словесной инструкции, в виде различных образных средств (картинок, знаков).

Произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся благодаря учебной деятельности. В то же время, слабое развитие произвольности обычно затрудняет обучение ребенка в школе. Однако развитие элементов произвольного поведения возможно и в дошкольном  возрасте при выполнении деятельностей, которые специфичны и доступны дошкольнику. Это может быть выполнение детских видов деятельности (игра, конструирование и др.), адекватное поведение, действия с предметами, элементы трудовой деятельности и многое другое. Важно, чтобы способ выполнения деятельности, правила поведения или действий с предметами становились специальной задачей для воспитывающего ребенка взрослого.

Правила могут предлагаться ребенку в разных формах: в виде собственного поведения взрослого, выступающего в качестве образца; в виде словесной инструкции; в виде различных образных средств (картинок, знаков).

Регуляторное действие «удерживание задачи» на познание и коммуникацию будет сопровождаться рядом конкретных действий:

— выдерживание напряжения, возникающего из-за торможения непосредственного побуждения,

 -действия в соответствии с условием, правилом,

 -контроль процесса выполнения,

-сопоставление результата с конкретным или представляемым воображаемым образцом

_________________________________

*Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляций действий у ребенка //Избранные психологические  труды: В 2т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.

.

Развитие регуляторных способностей предполагает, проведение специальной образовательной работы, как с детьми, так  и с окружающими их взрослыми. Развитие регуляторных способностей достигается в программе благодаря образовательной работе по всем разделам, благодаря особой позиции воспитателя, ориентированной на развитие детей, сотрудничество, личностно-ориентированное взаимодействие. В то же время, образовательная работа по разделу «Социальное развитие» ставит своей целью развитие саморегуляции детей и предполагает в результате развитие регуляторных способностей.

Целью программы является

-развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, их коммуникации с взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе;

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Цели программы могут быть достигнуты в результате решения задач 

— по созданию образовательных ситуаций, способствующих овладению детьми конкретными средствами и способами, лежащими в основе познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей,  в соответствии с их возрастным и индивидуальными особенностями,

—  организации благоприятной развивающей предметно – пространственной среды,

— обеспечения психолого – педагогической поддержки педагогов с целью овладения ими способами позитивной коммуникации с детьми, методами и приемами развивающего образования, методикой развития познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей дошкольников,

— обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, позитивной социализации;

Таким образом, программа направлена на развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации с взрослыми и другими детьми по всем образовательным областям.

 В то же время полноценное психическое развитие невозможно без обеспечения самой жизнедеятельности, здоровья ребенка, общего физического развития, зависящих от особенностей культуры, конкретных условий жизни  ребенка. Для обеспечения жизни и развития ребенка в дошкольном детстве часть этих задач берет на себя дошкольное учреждение.

Программа предполагает образовательную работу с нормально развивающимися детьми. В то же время принципы образовательной работы, заключающиеся  в создании условий для развития общих способностей дошкольников, могут применяться и в работе с  детьми с особенностями развития. Однако методическое обеспечение такой работы, как считают   авторы программы, должно быть ориентировано на особенности развития таких детей и  может быть создано только специалистами – дефектологами. В коллективе авторов программы «Развитие» таких специалистов нет. К тому же многообразие особенностей психического развития детей, отличающееся от нормы, не позволяет  сделать это одним, унифицированным способом  (например, для детей с ЗПР, аутизмом, нарушениями слуха или зрения, логопедическими проблемами и др.).   

Читать всю программу…

Ученическое проектирование — от атома к молекуле – Учительская газета

Сегодня во все большей степени приобретает размах ученическое организационное проектирование, которое удовлетворяет потребность учащихся в практическом творчестве, давая им возможность проявить все свои возможности и способности. Общее мнение о том, что собой представляет это оргпроектирование, высказывают председатель Совета родительской общественности ЮЗАО Владимир ИЗВЕКОВ и заместитель директора НИИ стратегических разработок общего образования Лада АЛЕКСЕЕВА.

Основным предметом ученического оргпроектирования становится изучение того, как должна быть устроена организационная деятельность учащихся, каким образом должны выстроиться связи, взаимодействия, коммуникация между ними, как все это будет влиять на развитие личности, коллектива и образовательной среды. Здесь учитывается прежде всего роль детей в реализации общих задач нашего общества и новых задач образования: экологических, информационных, спортивных, туристических, непрерывном учении, обеспечении трудовой занятости и так далее. Решение всех этих задач возможно на основе строительства определенных оргпроектных отношений в ходе образовательного процесса.

Эффективность и качество школьного оргпроектирования, да и всей проектной деятельности во многом зависят от степени включения учащихся в управление образовательными проектами. На эту зависимость все чаще и чаще в связи с серьезными детскими проблемами и регулярными педагогическими неудачами обращают свое внимание учителя-экспериментаторы и ученые. Они снова и снова, обсуждая, как в той или иной форме это делается в образовательных учреждениях, возвращаются к идее самоорганизации и исследуют аспекты, относящиеся к ней.

Формальный подход, или, другими словами, организация учебно-проектной активности детей по педагогическим проектам и командам взрослых, мало что дает. Без реального участия детей в организации деятельности ученических проектных групп и больших объединений, без ученического самоуправления и оргпроектирования трудно получить более высокие образовательные результаты. По мнению доктора психологических наук Виктора Слободчикова, сознательно выстраивая свою деятельность, управляя собой и другими, учащийся, как и любой человек, получает импульс развития. Это происхдит прежде всего тогда, когда он сам созидает, то есть проектирует свое место, свои занятия, свои связи. Общая значимость такого подхода неизмеримо превышает традиционные варианты. Природа детей устроена таким образом, что дети лучше развиваются и учатся, когда сами самостоятельно что-то организовывают. В большинстве случаев то, что ими самими придумано, потом и реализуется с большим желанием и активностью. Учитель же, создавая проект, часто выдумывает форму работы, чтобы заинтересовать учеников, включить их в реализацию своего замысла, соответствующего определенной учебной программе, но все это своего рода способ контроля, который чаще всего бывает неэффективным. Серьезной проблемой при этом становится определение объема управленческих функций, которые учитель желает передать учащимся в ходе проектной деятельности. Например, нельзя передать детям ответственность за проектную работу и оставить для себя функцию контроля. Это будет не проектирование и самоуправление, а решение задач под контролем взрослых.

Сегодня, к сожалению, многие взрослые не готовы стать для учащихся организаторами и партнерами. В исследованиях ученые часто отмечают, что учителя и родители нередко руководствуются старыми представлениями, умеют только командовать детьми или, наоборот, потворствуют вседозволенности, не могут передать детям опыт освоения демократических норм жизни в гражданском обществе, так как не имеют такого опыта и осваивают его вместе с детьми путем проб и ошибок.

Таким образом, возникает вопрос о детско-взрослых проектных объединениях, где между взрослым и ребенком предполагаются партнерские отношения. Речь идет о более высоком уровне развития – о совместной деятельности, которая, скажем, разворачивается в центре образования «Гамма», гимназиях №№1529 и 1520, в школах №№26, 757, 864, 1095, 1161, 1951, 1978, городской станции юных туристов, в процессе которой появляются ученические проекты, в этих ОУ свой голос есть у каждого учащегося, а учителя выполняют роль консультантов. В ходе ученического проектирования задача учителя состоит в том, чтобы формировать условия для организации творческого проектного пространства, непрерывного совершенствования качеств учащихся в процессе создания собственных оргформ, консультировать и подталкивать их к этому.

В центре образования №1404 «Гамма» принято создавать условия для проектирования оргформ самими ребятами. Такое действие реализуется с поддержкой педагогов и родителей, поиском внешних возможностей. Это позволяет детям в интересах реализации определенной проектной идеи самим организовывать проектные группы или целые классы, объединения, группы, оргкомитеты соревнований, новые номинации, приглашать известных людей и спонсоров, определять число и категории участников, способы их привлечения и многое другое, дает им шанс испытать себя, свои организационные и психологические возможности, получить опыт реальной ответственности, которую они сами на себя берут.

Не все дети (а многие не сразу) могут разрабатывать и реализовывать оргпроектные идеи. Зачастую при этом у них не появляется собственного содержания этой работы, им не хватает культурного багажа, порой они используют старые формы, копируя их у взрослых или из телепередач. Из-за всего этого страдает качество проектов, а детские способности не развиваются.

Многим учащимся нравится конструировать не одну формальную структуру для всех, а сочетание форм, где есть возможность переходить из одной в другую. Скажем, есть интересный опыт в четвертом классе школы №467, где учащиеся объединяются в учебно-проектные группы по несколько человек. Тут существует правило – отстающему учащемуся по определенной учебной теме начинает помогать его товарищ. Сначала возникает вариант оргпроекта: «Я тебе объясняю до тех пор, пока ты не поймешь». Может быть и другой замысел: «Я объясняю, ты рассказываешь учителю, и он тебе ставит оценку». В третьем случае – «Я привлекаю еще консультантов из числа одноклассников», в четвертом – «Я тебе помогаю подготовить викторину по этой теме для класса, тогда ты лучше поймешь», в пятом – «Я как ассистент учителя закрепляю за тобой постоянного консультанта». В других ситуациях могут привлекаться несколько учащихся, родители, специалисты, учителя, ученые, включаться интернет и так далее.

В шестом классе центра образования «Гамма» ученица освоила метод вопросов, которые задаются по ходу чтения к тексту, героям и автору, рассказала о своих достижениях одноклассникам, после чего сразу образовалась группа ребят, которым было интересно освоить новый метод. Когда группа набралась опыта, она решила разработать новый проект большего масштаба и распространить этот метод во всем классе. Дальнейшая реализация этого проекта была связана с созданием других оргформ, а также взаимодействием с пресс-группой, дизайн-группой и другими группами по интересам в классе. Такой подход способствует повышению заинтересованности учащихся в учебе и качества образования в классе.

Вторым аргументом в поддержку ученического оргпроектирования как одного из способов повышения качества образования является то, что в процессе разработки и реализации оргпроекта сначала создается оргформа, а потом на ее основе при определенных условиях может складываться общность. Причем общность возникает тогда, когда она формируется не по принципу формально организованной структуры «управленец и система исполнителей», а при объединении учащихся, согласовавших общую проектную тему, свои цели, предъявивших друг другу свои интересы и амбиции.

Очень часто в образовательном пространстве создаются различные организационные формы (например, группа, отряд, совет, класс-проект, союз, экспериментальная сеть, клуб или студия), а сообщества в них отсутствуют. При выстраивании разных ученических форм в ходе образовательно-проектной деятельности требуется исходить из того, что учащиеся стремятся к объединению и освоению проектно-деловой ученической культуры в процессе совместной деятельности, независимо от того, поддерживают их взрослые или нет. Детское сообщество создается на личных моментах, а не по обязанности, запланированной в оргпроекте. Эта детская особенность должна учитываться взрослыми.

Главным смыслом образовательно-проектной деятельности становится развитие личности учащегося и коллектива ученического проектного объединения, которое в свою очередь превращается в источник и движущую силу ученического оргпроектирования. Исходя из этого, создание формы очень часто начинается с осознания автором, лидером или группой единомышленников своих миссии, возможностей и перспектив развития, проектной идеи и направления деятельности.

При создании проекта определяются смыслы, форма, масштаб и сроки организационной деятельности, формулируются цель и задачи развития общности, распределяются роли и функции, планируется ход разработки оргпроекта, продумывается взаимодействие, проводятся предварительные пробы на разных уровнях, анализируются затруднения, вносятся коррективы в оргсхему.

Исходя из опыта центра образования «Гамма», школы №26 и других образовательных учреждений, можно выделить такие основные структурные элементы оргпроектной деятельности, как деление процесса проектирования на большие и малые этапы; непрерывный поиск улучшений, что заменяет принуждение; социологические опросы; составление программы действий; интеграцию с задачами учебного процесса; программами школы и города; анализ способов упрощения работы; поиск потерь времени по разным причинам – из-за ненужных действий, плохой подготовки, несвоевременного исполнения; обеспечение оперативности информирования участников; концентрация сил и времени на главных вопросах, четком графике работ; подготовку экономических расчетов; защиту оргпроекта и его презентацию, определение мер по распространению опыта и результатов.

Деятельность в рамках проектной общности предполагает владение многими организационными методами, такими как «ориентация на конечный результат», «целевое планирование», «шаг за шагом», «параллельные действия», «рациональное ожидание», «своевременный отдых», «работа как на финише», «чередование ускорения и замедления», «определенный порядок действий», «малые успехи», «поддержание интереса» и т.п. Представляя всю картину оргпроектной работы в целом, необходимо предвидеть, что может быть период инерции, а потому действовать не торопясь, постепенно.

Эффективное оргпроектирование, а значит, и строительство эффективной общности, предполагает формулировку общей цели развития коллектива ученического проектного объединения на основе целевого подхода. Использование целевого подхода как способа конкретизации системного подхода при проектировании предусматривает выделение главного целевого ориентира в развитии коллектива как целостности, а также промежуточных целей на начальном, основном и заключительном этапах деятельности. Кроме этого, учащиеся и все проектное объединение должны видеть место своей цели в общих целях развития коллективов класса и школы и сочетаться с ними.

Важно представлять, что цель развития всегда одна и она приоритетна по отношению ко всем остальным задачам и делам. Цель существует независимо от того, формулируют ее или нет. Разница в том, что при стихийном процессе и неясной цели результаты неопределенные, а при целенаправленной деятельности весь коллектив устремлен к новым конкретным достижениям. Соответственно различаются и результаты. Необходимо учитывать, насколько целенаправленно идет процесс развития коллектива, насколько ясно, точно и привлекательно сформулирована цель его развития. Правильно определенная цель не только объединяет участников проекта, но и многократно умножает их силы, способствует личностному и коллективному росту.

Информация к сведению

Ученическое оргпроектирование может применяться:

– в предметной, межпредметной или непредметной областях;

– по разным направлениям учебно-воспитательной деятельности, исходя из детских интересов, – организационному, журналистскому, психологическому, предпринимательскому, гражданско-патриотическому, научно-исследовательскому, экологическому, спортивному, компьютерному, дизайнерскому, технологическому, театрально-концертному, оздоровительному, правовому, туристическому, игровому и т.д.;

– для организации проектной работы на уроках;

– в ходе соуправления общешкольным проектом, учебной четвертью-проектом, класс-проектом, учебной темой-проектом, тематической неделью-проектом;

-при осуществлении проекта учебной фирмы, игры или мероприятия.

Практика целевого планирования в центре образования «Гамма», школах №№864, 1095, 1935 и других образовательных учреждениях убеждает, что целей развития общности в ходе оргпроектирования может быть несколько. На первом месте – индивидуальное развития, на втором – цель развитие ученического проектного объединения как коллектива, которая включает этапы и методы совершенствования взаимодействия, далее цель деятельности, соответствующая уровню развития общности, – создание новых условий, освоение определенной эффективной технологии или метода, реализация конкретного проекта, подготовка к значимому событию и так далее. Чем выше уровень индивидуального и коллективного развития, тем на более высоком уровне сложности осуществляется сам проект. В то же время если на первое место выходит техническая цель, например, создание и функционирование проекта, без учета целей развития участников, то уровень и качество проектной работы бывают невысокими. А главное при этом то, что проектная общность не видит дальнейшей перспективы развития, недостаточно повышает свое проектно-ученическое мастерство и слабо готовится к решению более сложных проектных работ.

Необходимо учитывать, что формулировка цели коллектива ученической проектной структуры должна отвечать также и другим требованиям: быть привлекательной, четкой, ясной, точной, перспективной, конкретной и реальной; иметь конкретные показатели достижения; выражать в той или иной степени интересы учителей и родителей… Включение интересов родителей приводит в итоге к увеличению моральной, профессиональной и материальной поддержки с их стороны.

Ориентация оргпроектирования на развитие коллектива ученического проектного объединения позволяет его участникам:

– представлять в воображении идеальный образ – продвинутого коллектива, объединения (группы), исследователя, менеджера, эколога и т.п.;

– видеть всю картину развития интересов и способностей;

– планировать развитие общеучебных и проектно-деловых навыков;

– находить свои интересы в целях класса и образовательного учреждения;

– отвечать за свои способности, здоровье и проект;

– овладевать эффективными методами проектной работы;

– осваивать технику делового общения, вести переговоры с разными людьми;

– повышать активность участников объединения с низкого до высокого;

– проводить игры на формирование команды;

– строить отношения в проектном объединении на основе доверия;

– достигать взаимозаменяемости в объединении;

– улучшать анализ (глубину, детализацию) своей работы;

– извлекать плюсы из ошибок, неудач и затруднений;

– выявлять внутренние резервы личности и коллектива, ростки одаренности;

– проявлять самостоятельность, до всего «доходить своими мозгами».

Универсальный показатель развития проектной общности – ее готовность к реализации более сложных проектных задач.

Материалы проекта 2019-2020 — Городской психолого-педагогический центр

Вебинар «Все, что надо знать родителям об адаптации оценочных материалов для особого ученика» — 10.04.2020

Все, что нужно знать родителям об адаптации оценочных материалов для особого ученика

Интервизия «Как выполнить заключение ЦПМПК в части обеспечения специальными техническими средствами обучения детей и подростков с нарушениями зрения», ГКОУ «СКОШИ № 2» — 12.03.2020

Сазонова А.М. Средства обучения детей с нарушениями зрения (презентация)

Вебинар «Все, что надо знать родителям особого ребенка-первоклассника», ГБУ ГППЦ ДОНМ – 20.03.2020

Егупова О.В. Все, что надо знать родителям особого ребенка-первоклассника (презентация)

Педагогическая мастерская «Московская электронная школа как инструмент обеспечения качества образования школьников с ОВЗ», КМБ-4 – 21.02.20

Поташова И. И., Кремнева С. Н. Московская электронная школа как инструмент обеспечения качества образования школьников с ОВЗ

Мастер-класс «Формируем произвольную регуляцию деятельности: для кого и как?», ГБОУ «Школа № 158» — 12.02.2020

Позднышева М.Ф. Развиваем произвольную регуляцию деятельности: для кого и как?

Интервизия «Как выполнить заключение ЦПМПК в части обеспечения специальными техническими средствами обучения детей с НОДА», ГБОУ «Школа № 1454 «Тимирязевская» — 19.02.2020

Бращин С.Б. Специальные технические средства обучения для ребенка с НОДА

Семинар «Реализация очно-заочной формы обучения в школе как одно из направлений инклюзивного образовательного пространства», ГБОУ «Школа № 1454 «Тимирязевская» — 25.02.2020

Фёдорова А. А. Интернет-ресурсы, ориентированные на дистанционную поддержку очно-заочной формы обучения

Затурян М. М. Использование ресурсов МЭШ при организации очно-заочной формы обучения

Макарова Т. Д. Пути повышения эффективности организации учебного процесса по предмету «Русский язык» (в очно-заочной форме)

Литвинцева Ж. А. Пути повышения эффективности организации учебного процесса по предмету «Математика» (в очно-заочной форме)

Workshop «Разработка СИПР для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии», ГБОУ «Школа № 854» — 26.02.2020

Кудринская М. В., Храмцова М. А. Разработка СИПР для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Семинар «Нейрологоритмика: что? Зачем? Для кого? И как?» ГБПОУ КМБ-4 – 30.01.20

Балдина Е.А., Лисенкова О.А. Нейрологоритмика: Что? Зачем? Для кого? И как?

Семинар в рамках взаимообучения «Проектирование современного урока для обучающихся в инклюзивном классе», ГБОУ «Школа № 1748» — 28.01.20

Банчукова Т.А., Ненахова А.О., Калач М.А. Проектирование современного урока для обучающихся в инклюзивном классе

Мастер-класс «Шахматы в школе — для всех и каждого», ГБОУ «Школа № 1748» — 26.12.2019

Калач М. А. Шахматы в школе — для всех и каждого

Семинар-совещание школ — участниц проекта Ресурсная школа, ГППЦ ДОНМ – 24.01.2020

Галузина О.Г. Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования города Москвы

Летуновская С.В. О контенте официальных сайтов образовательных организаций, участниц проекта, по вопросам образования детей с ОВЗ (инвалидностью)

Воркшоп «Коррекционно-развивающие приёмы работы с обучающимися с нарушениями зрения на уроках и во внеурочной деятельности», ГБОУ «Школа № 1499 им. Героя Советского Союза И. А. Докукина» — 22.01.2020

Эсенкулова А.В. Коррекционно-развивающие приёмы работы с обучающимися с нарушениями зрения на уроках и во внеурочной деятельности

Воркшоп «Педагогические технологии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра», ГБОУ Школа № 2009 — 20.09.2019

Брунова Н.Н. Коррекция нежелательного поведения у ребёнка с РАС в условиях общеобразовательного класса

Гусенкова Н.И. Формирование базовых навыков наименования объектов у неговорящих детей

Морозова Е.С. Обучение жестам, как альтернативной коммуникации

Савка А.А. Приемы развития зрительного внимания и восприятия у детей с аутизмом

Мастер-класс «Технологии логопедической работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи, ГБОУ Школа «Марьино» — 30.09.2019

 Вильшанская А.Д. Технологии логопедической работы с безречевыми детьми

Сергиец И.А. Работа учителя-логопеда с ребенком дошкольного возраста с экспрессивной (моторной) алалией в условиях инклюзивного детского сада

Скобликова О.А. Адаптация логопедического материала в работе с безречевыми детьми с РАС

Скобликова О.А. Безречевые дети. Основы дифференциальной диагностики

Столярова О.Е. Организация логопедического сопровождения для безречевых детей с расстройством аутистического спектра

Практико-ориентированный семинар «Коррекционно-развивающие приемы работы с детьми с задержкой психического развития на уроке и во внеурочной деятельности», ГБОУ Школа «Марьино» — 23.10.2019

Вильшанская А.Д., Бубнова, Пономарева Ю.М., Скобликова О.А., Леонова И.В. Организационные модели и педагогические технологии обучения детей с ЗПР по варианту АООП 7.1 и 7.2 в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Леонова И.В. Применение принципа дифференцированного подхода на уроках математики при обучении детей с задержкой психического развития

Скобликова О.А. Коррекционно-развивающие приемы работы с обучающимися с ЗПР на уроках и во внеурочной деятельности

Мастер-класс «Визуальные подсказки в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы» ГБОУ Школа № 2009 — 30.10.2019

Савка А.А. Визуальные подсказки в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Воркшоп «Коррекционно-развивающие приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на уроке и во внеурочной деятельности», ГБОУ Школа № 630 — 07.11.2019

Наринян А.С., Дубровина Е.С., Дронова Г.Ю., Берняцкая Н.Ю., Дмитриева Л.А. Коррекционно-развивающие приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на уроке и во внеурочной деятельности

Семинар в рамках взаимообучения «Порядок действий инклюзивной образовательной организации по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ» ГБОУ Школа № 630 — 12.11.2019

Наринян А.С. Порядок действий инклюзивной образовательной организации по реализации ФГОС НОО ОВЗ

Мастер-класс «Адаптация КИМ для детей с ОВЗ», ГБОУ Школа № 830 — 28.11.2019

Голованова О.В. Проведение процедур оценки и учета динамики образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ

Горбунова И.А. Адаптация КИМ для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) 2 класс

Курмалеева Л.Р. Адаптация контрольно-измерительных материалов для обучающихся с РАС

Молчанова С.В. Адаптация КИМ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями 2 класс

Разумова Л.И., Мариничева М.Н. Формирование контрольно-измерительных материалов для обучающихся с ментальными нарушениями (вариант 9.1)

Халимова Ш.С. Адаптированные варианты КИМ для обучающихся по 2 варианту АООП О УО

Социальная реабилитация детей с инвалидностью

На учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области состоит более 7 тыс. семей, воспитывающих «особых» детей. Спектр комплексной реабилитационной помощи данной категории детей постоянно расширяется. На сегодняшний день реабилитационную помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают несколько государственных учреждений, подведомственных министерству труда и социального развития Новосибирской области.

ГАУ СО НСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (для лиц с дефектами умственного и физического развития) оказывает реабилитационную помощь в полустационарной форме.

В центре функционируют отделения: социально-медицинское, реабилитационное, отделение альтернативной коммуникации и отделение ранней помощи. ГАУ СО НСО РЦ предоставляет широкий спектр услуг по социальной, психолого-педагогической и социально-медицинской реабилитации и абилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями. Деятельность специалистов организации направлена на улучшение функционирования ребёнка в ежедневных жизненных ситуациях, повышение самостоятельной активности, улучшение качества взаимодействия и общения семьи с ребёнком, включение ребёнка в среду сверстников и адаптацию в обществе.

На протяжении всего периода деятельности центра специалисты уделяют большое внимание освоению, внедрению и апробации новых реабилитационных технологий, являясь экспериментальной и методической базой для других учреждений социального обслуживания. С 2017 года ГАУ СО НСО РЦ является стажировочной площадкой Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по направлению «Комплексная помощь детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра».

ГАУ НСО «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» помогает подросткам и молодым людям с инвалидностью научиться адаптироваться в обществе и быть самостоятельными, то есть обучаться социальным навыкам, удовлетворяющим все жизненные потребности человека (социально-бытовая, социально-средовая адаптация, медицинская и психологическая реабилитация), знать о своих правах (социально-правовая помощь, консультирование), получить профессиональные навыки (обучение по профессиям: швея, закройщик, изготовитель художественных изделий из лозы и т.д.).

На базе учреждения проводится обучение детей-инвалидов использованию Интернет-технологий (курсы пользователей, дистанционное обучение, обучение использованию специализированных программ и др.).

В рамках проекта «Передышка» в Центре создано отделение социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях интенсивного ухода. В отделение принимаются дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью. Здесь они получают квалифицированный уход, медицинские услуги, проводятся занятия воспитателей, логопеда, дефектолога. Пока дети находятся в таком «детском саду», у родителей появляется больше времени для отдыха и занятий профессиональной деятельностью.

В организации функционирует Прокат реабилитационного оборудования (тренажеров) для детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Основной вид деятельности ГАСУСО НСО «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» — стационарное социальное обслуживание детей-инвалидов с 4-х летнего возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии, социализация и адаптация молодых инвалидов старше 18 лет, а также временное пребывание детей-инвалидов от 1 года сроком на 2 месяца в сопровождении родителей.

В организации созданы комфортные условия для проживания воспитанников, имеется разнообразное реабилитационное оборудование для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми множественными нарушениями развития, с расстройством аутистического спектра. Круглогодично функционирует плавательный бассейн, крытый ипподром. Подсобное хозяйство и молочный цех, позволяют обеспечивать детей экологически чистыми продуктами круглый год.

Ояшинский детский-дом является региональной инновационной площадкой, предоставляющей детям с инвалидностью комплекс медицинских, психологических и педагогических услуг. В организации реализуются:

— проект «Как дома», позволяет создать семейную модель воспитания ребенка в стационарном учреждении;

— программа подготовки дееспособных воспитанников к самостоятельной жизни в обществе с применением технологий «Учебная (тренировочная) квартира», «Сопровождаемое проживание»;

— программы по профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовке «Швейное дело», «Рабочий по ремонту обуви».

ГАУ НСО «ОЦСПСиД «Морской залив» проводит заезды по программе «Мать и дитя» для семей, имеющих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, в том числе специализированные заезды для семей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, имеющими генетические заболевания целиакия и фенилкетонурия, челюстно-лицевую патологию, сахарный диабет I типа, синдром Дауна, нарушения слуха, а также, перенесшими онкологические заболевания.

В организации созданы условия для комплексной социальной психолого-педагогической, и медицинской реабилитации, социальной адаптации и развития гармоничных детско-родительских отношений.

Центр оснащен новейшим развивающим и реабилитационным оборудованием: имеется лекотека, игровые залы, сенсорная комната, кабинеты для индивидуальных и групповых занятий. Медицинская реабилитация включает занятия ЛФК, сеансы в соляной пещере и инфракрасной кабине, работают кабинеты физиотерапии, теплолечения, ингаляций, массажа, гидромассажа, водолечения.

Для каждого ребенка составляется реабилитационный маршрут, учитывающий состояние его здоровья. Реабилитационные мероприятия проводятся как для детей, так и для их родителей.

ГБУ НСО «Центр «Рассвет» оказывает комплексную помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ОВЗ от рождения до 12 лет.

В центре функционируют группы дневного пребывания, где дети могут получить услуги в полустационарной форме по индивидуальному реабилитационному маршруту.

В группе «Передышка» специалисты осуществляют присмотр и уход, проводят реабилитационные мероприятия с детьми в возрасте от 3 до 8 лет. Родители в это время имеют возможность посвятить время решению неотложных дел (заняться оформлением документов, посетить поликлинику и пр.).

В службе ранней помощи осуществляется подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком с рождения до 3 лет. Ранняя помощь предполагает широкий спектр услуг, ориентированный на всю семью ребенка и осуществляемый согласованной командой специалистов разного профиля.

В работе с детьми используется технология сенсорной интеграции, метод Марии Монтессори, арт-терапия. В рамках медицинской реабилитации проводится: витаминотерапия, лечебный массаж, ЛФК. Центр оснащен соляной пещерой, ингаляторием, бассейном, лекотекой, сенсорными комнатами активационного и релаксационного типов.

В ГАУ НСО «Центр социальной помощи семье и детям «Семья» функционирует отделение ранней помощи, которое создано для оказания социальных услуг детям от 0 до 7 лет с ограничениями жизнедеятельности или риском возникновения нарушений, а также с установленной инвалидностью, и их семьям. Социальные услуги предоставляются в полустационарной форме.

Специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия в диаде «родитель-ребенок». В центре созданы условия для проведения социально-медицинской реабилитации.

Деятельность отделения основана на семейно-ориентированном подходе, предполагающем работу со всей семьей. Работает школа для родителей «Вместе мы сможем больше». На занятиях с семьей устанавливаются партнерские отношения, вырабатывается общее понимание существующих проблем ребенка, стратегия и тактика помощи ребенку и семье в целом.

С 2017 года на базе Центра действует пункт проката развивающего и реабилитационного оборудования для детей от 0 до 7 лет с нарушениями развития. Семьи, проживающие на территории Новосибирской области, могут получить в безвозмездное пользование сроком от 1 до 12 месяцев опоры (для сидения, стояния, ходьбы), специальные центры для сенсорной интеграции, развития коммуникативных навыков, развивающие игрушки.

ГАУ НСО «Областной центр социальной помощи семье и детям «Радуга» оказывает помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста с различными проблемами в развитии.

С 2018 года на базе центра работает Школа раннего развития, основной целью которой является оптимальное развитие и социальная адаптация детей с ограничениями жизнедеятельности и профилактика возникновения ограничений.

Специалисты Школы оказывают широкий спектр услуг психолого-педагогической, социальной и социально-медицинской направленности. Уделяют большое внимание освоению новых технологий работы с детьми и их родителями по оптимальному развитию и социализации детей, вовлечения их в естественные жизненные ситуации. В соответствии с особенностями и потенциальными возможностями детей составляют план индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Одним из приоритетных направлений деятельности Школы является повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания особого ребенка и гармонизации детско-родительских отношений.

В работе специалисты используют современный инструментарий и инновационное оборудование, способствующее речевому, познавательному, сенсомоторному и эмоционально-чувствительному развитию детей.

Реабилитационные услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями оказывают и в муниципальных организациях: МБУ г. Новосибирска Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся», МБУ г. Новосибирска Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда», МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» (г. Бердск).

Кроме того, помощь можно получить в комплексных центрах социального облуживания населения районов и городов Новосибирской области. В каждом КЦСОН работают специалисты, оказывающие реабилитационную и консультативную помощь.

В Сузунском районе внедрена межведомственная модель оказания услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с нарушениями развития. Организация сотрудничества КЦСОН Сузунского района с филиалом Областного центра диагностики и консультирования и районной больницей позволяет вовремя выявить детей раннего возраста с нарушениями или риском нарушений, разработать индивидуальный маршрут сопровождения семьи, оказать необходимую помощь родителям и ребенку.

Министерство продолжает плодотворное сотрудничество с общественными организациями, реализуя совместные проекты, направленные на реабилитацию детей с ограниченными возможностями и работу с родителями.

Региональный проект «Реализация ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях Томской области на 2016-2020 годы»

Название образовательной организации Координатор Контактный телефон
Город Томск
1 МБДОУ детский сад № 4 «Монтессори» г. Томска Костенко Татьяна Александровна,
заместитель заведующего по инновационной деятельности
8 (3822) 533-087
2 МАДОУ № 13 г. Томска Терешкова Наталья Юрьевна, старший воспитатель 8 (3822) 469-588
3 МАДОУ № 15 г. Томска Короткова Светлана Александровна, старший воспитатель 8 (3822) 654-749;

8 (3822) 657-022

4 МБДОУ № 23 г. Томска Емельянова Елена Александровна, старший воспитатель 8 (3822) 943-596
5 МАДОУ № 28 г. Томска Фатеева Ольга Ивановна
старший воспитатель
8 (3822) 715-755
6 МБДОУ № 35 г. Томска Гегеня Ольга Андреевна, старший воспитатель 8 (3822) 554-029;
8 (3822) 553-844
7 МАДОУ № 40 г. Томска Кот Наталья Владимировна, старший воспитатель 8 (3822) 564-502
8 МБДОУ № 73 г. Томска Юшкова Анастасия Владимировна, старший воспитатель;
Чидигезова Наталья Викторовна,
старший воспитатель
8 (3822) 407-005;
8 (3822) 783-228
9 МАДОУ № 82 г. Томска Окушова Гульнафист Алтаевна,
заместитель заведующего по научно — методической работе
8 (3822) 674-818
ЗАТО Северск
10 МБДОУ «Детский сад  с художественно- эстетическим направлением № 53» ЗАТО Северск Баранова Татьяна Игоревна,
заместитель заведующего по воспитательно — методической работе
8 (3823) 564-364
11 МБДОУ «Детский сад № 54» ЗАТО Северск Колпашникова Марина Борисовна, заместитель заведующего  по воспитательно — методической работе 8 (3823) 520-501
12 МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 60» ЗАТО Северск Игнатьева Светлана Тимофеевна, заместитель заведующего  по воспитательно — методической работе 8 (3823) 561-642
Городской округ Стрежевой
13 МДОУ «Детский сад № 1 «Солнышко»  компенсирующего вида г.о. Стрежевой Олейникова Тамара Германовна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе 8 (3825) 937-036
14 МДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 3 «Петушок» г.о. Стрежевой Попова Александра Ивановна
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
8 (3825) 954-460
15 МДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 5 «Золотой ключик» г.о. Стрежевой Лисовская Анастасия Владимировна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе 8 (3825) 950-710
16 МДОУ «Детский сад № 8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида г.о. Стрежевой Сопина Марина Анатольевна,
воспитатель
8 (3825) 951-425
17 МДОУ «Детский сад № 9 «Журавушка» комбинированного вида г.о. Стрежевой Аношина Ольга Вячеславовна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе 8 (3825) 951-754
18 МДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 10 «Росинка» г.о. Стрежевой Петрова Марина Владимировна,
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
8 (3825) 955-591
Колпашевский район
19 МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» г. Колпашево Цюприк Илона Николаевна,
заведующий;
Гололобова Наталья Владимировна, старший воспитатель
8 (3285) 453-205
20 МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 14» г. Колпашево Панова Людмила Николаевна, заместитель заведующего по инновационно-методической работе 8 (3825) 453-184
21 МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Золотой ключик» г. Колпашево Смелова Ирина Валерьевна, заместитель заведующего 8 (3825) 454-822
Кривошеинский район
22 МАДОУ детский сад ОВ «Березка» с. Кривошеино Алеева Любовь Анатольевна, старший воспитатель 8 (3825) 122-682
Первомайский район
23 МАДОУ детский сад «Березка» Захарова Ирина Геннадьевна,
заведующий
8 (3824) 522-194;
8 (3824) 522-924
24 МАДОУ детский сад «Светлячок» Яковлева Екатерина Ивановна, заведующий 8 (3824) 521-162;
8 (3824) 521-164
25 МАДОУ детский сад «Сказка» Истигечева Ирина Викторовна, заведующий 8 (3822) 522-665
Томский район
26 МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт» Томского района Копылова Надежда Владимировна,
старший воспитатель
8 (3822) 964-711
27 МАДОУ «ЦРР — детский сад д. Кисловка» Томского района Пупышева Галина Ивановна, заведующий;
Иглакова Валентина Юрьевна,
старший воспитатель
8 (3822) 953-160
Шегарский район
28 МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида» Нистерюк Людмила Ивановна, заведующий 8 (3824) 721-106

О Центре

О Центре

Городской центр развития дополнительного образования — это структурное подразделение государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», научно-методический центр системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга.
Целевое назначение — научно-методическое обеспечение развития системы дополнительного образования детей.
Центр создан 1 декабря 1995 года по решению Комитета по образованию Мэрии Санкт-Петербурга.

Направления деятельности ГЦРДО:

Структура

Заведующий ГЦРДО
Колганова Алла Ивановна
Телефон (приемная): 8 (812) 310-68-92

Сектор методического обеспечения
Осуществляет методическое обеспечение образовательного процесса в ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», координирует работу методической службы по работе с педагогическими кадрами, организует деятельность Методического совета Учреждения.

Замятина Инна Владимировна, заведующий сектором
Телефон: 8 (812) 310-49-20

Авинская Елена Владимировна, методист
Леванина Яна Сергеевна, методист

Сектор организационного-методического обеспечения
Осуществляет организационную и информационную поддержку массовых мероприятий, информационное сопровождение деятельности ГЦРДО, в том числе, на ресурсах сети Интернет, организует деятельность информационно-методического кабинета.

Власова Анастасия Валерьевна, заведующий сектором
Телефон: 8 (812) 310-49-20

Зиньковская Валентина Ивановна, заведующий информационно-методическим кабинетом
Телефон: 8 (812) 310-43-67

Грецкова Светлана Анатольевна, методист
Казакова Юлия Андреевна, педагог-организатор

Сектор научно-исследовательской и инновационной деятельности
Осуществляет методическое сопровождение различных форм научно-методической работы, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; организует работу по сбору аналитической информации и подготовке методических материалов, осуществляет организацию курсов повышения квалификации.

Ситник Лиана Робертовна, заведующий сектором
Телефон: 8 (812) 314-42-12

Ванина Эмилия Владимировна, методист
Иванова Елена Вадимовна, методист
Сагоян Альбина Сергеевна, методист

Сектор совершенствования педагогического мастерства
Осуществляет методическое сопровождение деятельности городских учебно-методических объединений, различных форм работы, направленной на совершенствование и презентацию педагогического мастерства специалистов дополнительного образования детей.

Сафонова Ольга Валерьевна, заведующий сектором
Телефон: 8 (812) 314-94-55

Бабич Елена Николаевна, методист
Пермякова Ольга Викторовна, методист

Сектор образовательного аудита
Осуществляет ведение электронных баз данных образовательного процесса в ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», ведение учетной документации по образовательному процессу, проектирование и разработку локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность, осуществление контрольно-аналитической деятельности образовательного процесса.

Сковородникова Виолетта Евгеньевна, заведующий сектором
Телефон: 8 (812) 407-43-56

Григорьева Елена Леонидовна, методист

 

Достижения

Профессиональные достижения специалистов Городского центра развития дополнительного образования ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Ученая степень «кандидат наук»
Авинская Елена Владимировна
Ситник Лиана Робертовна

Почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
Грецкова Светлана Анатольевна
Григорьева Елена Леонидовна
Колганова Алла Ивановна

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации
Колганова Алла Ивановна
Авинская Елена Владимировна

Благодарность Губернатора Санкт-Петербурга
Грецкова Светлана Анатольевна

Благодарственное письмо вице-губернатора Санкт-Петербурга
Колганова Алла Ивановна

Благодарность Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Авинская Елена Владимировна
Колганова Алла Ивановна
Сковородникова Виолетта Евгеньевна

Почетная грамота Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Бабич Елена Николаевна
Грецкова Светлана Анатольевна
Колганова Алла Ивановна
Сковородникова Виолетта Евгеньевна

Благодарность Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Авинская Елена Владимировна
Бабич Елена Николаевна
Власова Анастасия Валерьевна
Грецкова Светлана Анатольевна
Колганова Алла Ивановна
Мавлюдова Мария Константиновна
Сковородникова Виолетта Евгеньевна

Благодарственное письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Грецкова Светлана Анатольевна
Мавлюдова Мария Константиновна

Книга Почета ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
Авинская Елена Владимировна
Грецкова Светлана Анатольевна

Грамота Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных
Авинская Елена Владимировна
Бабич Елена Николаевна
Грецкова Светлана Анатольевна
Григорьева Елена Леонидовна
Колганова Алла Ивановна
Мавлюдова Мария Константиновна
Парёха Татьяна Викторовна
Пермякова Ольга Викторовна
Ситник Лиана Робертовна

Партнеры

Свою деятельность Городской центр развития дополнительного образования осуществляет в тесном партнерстве с организациями науки, образования и культуры:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж»
  • Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
  • Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»
  • Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег»
  • Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
  • Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия талантов» Санкт-Петербурга
  • Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга
  • Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества

Контакты

Адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, дом 2Б (вход под арку дома 2А), 3-6 этажи.

График работы: Пн. – Пт.  9.30 — 18.15
Приемная: 4 этаж, каб.411
Документовед: Бочарова Алёна Александровна

Телефон: 8 (812) 310-68-92
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

центров развития ребенка | WBDG

Обзор

Пока их родители работают, семь из десяти американских детей в возрасте до шести лет получают какую-либо помощь вне дома. Поскольку многие из них проводят в центре развития детей до 12 500 часов — большую часть времени бодрствования, — центр должен быть спроектирован таким образом, чтобы обеспечивать безопасную, благоприятную и стимулирующую среду, необходимую для здорового развития наших детей.

WBDG принимает точку зрения большинства о том, что все центры развития детей должны уделять особое внимание качеству ухода, а также росту и развитию ребенка.С этой целью все центры развития детей поощряются к созданию хорошо освещенных, активных и пассивных областей деятельности, которые подходят для различных игр и организованного обучения, а также удовлетворяют потребности взрослого персонала и родителей и способствуют построению отношений между сотрудниками и детьми.

Существуют признанные на национальном уровне агентства по аккредитации, такие как Национальная ассоциация образования детей младшего возраста (NAEYC), которые определяют требования к качественным программам развития детей и условиям в учреждениях, включая безопасность, санитарию, естественное освещение и размер класса.

Строительные атрибуты

Хотя центры развития детей могут иметь множество форм — они могут быть автономными или частью более крупной структуры; они могут быть городскими или сельскими; они могут быть большими или маленькими.

А. Типы помещений

Центры развития детей будут содержать различные типы помещений в зависимости от часов, в которых они используются, возраста детей, которые посещают, количества детей, которые посещают, и обстановки в центре. Основные типы пространств могут включать, помимо прочего, следующее:

Коридор с нишей для чтения в центре развития ребенка в Де-Мойне, штат Айова.
Фото: архитекторы Уэллс, Кастнер, Шиппер

  • Классы, удобные для детей
  • Помещение для собраний или общего пользования для детей и взрослых
  • Детские и взрослые туалеты
  • Открытые и закрытые игровые площадки
  • Помещение для персонала
  • Конференц-зал для взрослых
  • Клиника
  • Помещение общественного питания
  • Склад
  • См. Также WBDG Space Type Уход за детьми

Все центры развития детей должны обращаться:

Б.Будьте как дома

Как и дом, качественный центр развития ребенка — это место, где дети могут:

  • Расслабься и будь самим собой
  • Обеспечьте достаточное естественное освещение во всех помещениях, где дети будут проводить время, особенно в классных комнатах.
  • При входе в центр почувствуйте себя прибывшим и желанным гостем и для детей, и для родителей
  • Используйте непрямое освещение в качестве основного окружающего освещения, чтобы избежать «коммерческого» привкуса.
  • Почувствуйте себя в безопасности
  • Найдите разные места для разных видов обучения
  • Работа и отдых с использованием разной мебели и разного освещения
  • Избегайте институциональной, неестественной отделки и текстуры.По возможности используйте натуральную отделку, подчеркивая внешний вид «ручной работы»
  • Не имеют острых краев: ½ дюйма на всех внешних углах на уровне детей, гипс и типичная отделка. Рекомендуются встроенные угловые выступы с выпуклым носом.
  • См. Также WBDG Обеспечение комфортной среды

C. Детский размер

В детских помещениях желательно иметь:

  • Обслуживаемая детская мебель, соответствующая определенной возрастной группе
  • Высота потолка должна быть разной: достаточно низкой для интимной близости и достаточно высокой, чтобы избежать монотонного пространственного восприятия
  • Окна на детский уровень
  • Двери, раковины, туалеты и фонтаны, удобные для детей и установленные на соответствующей высоте
  • См. Также WBDG Functional / Operational

Д.Поощрять автономию

Центры развития детей должны быть спроектированы таким образом, чтобы дети могли:

  • Самостоятельное удовлетворение телесных потребностей, таких как голод, жажда, пользование туалетом и сон
  • Самостоятельный темп
  • Выберите занятия и игрушки
  • Выбери себе друзей и товарищей — или будь один
  • Будьте активны или не двигайтесь
  • Создавайте трехмерные проекты, защищенные от разрушения повседневным движением через учебное пространство
  • См. Также WBDG «Содействие здоровью и благополучию»

E.Приглашайте к самовыражению

К таким объектам относятся:

  • Сдержанность в цвете и отделке (например, нейтральные тона для фона и потолка, с теплыми цветами для акцентов)
  • Пространство для детского творчества, расположенное на уровне глаз детей вместе с продуманным и безопасным способом развешивания произведений искусства и демонстрации трехмерных проектов
  • Место для предметов, которыми дети могут поделиться или которые имеют особое значение
  • Смена дисплеев — больше, чем постоянная графика

F.Обеспечьте свободное пространство, физические нагрузки в помещении и на открытом воздухе

В детских развивающих центрах должны быть игровые площадки и многоцелевые игровые площадки для неблагоприятных погодных условий. Эти площади должны позволять:

  • Работает
  • Игровой мяч
  • Восхождение, качание, скольжение и балансировка
  • Хранение игровых предметов, например, трехколесных велосипедов
  • Доступ к ближайшим туалетам
  • Контролируемый доступ для обслуживания

Игровые площадки в центре развития детей в Гонолулу, Гавайи, позволяют детям общаться со своими сверстниками и исследовать свое окружение.
Фото: ландшафтные дизайнеры и дизайнеры детских площадок Мур Якофано Гольцман (МИГ)

G. Иметь открытое и внутреннее пространство для природы

По возможности, они должны содержать места для:

  • Копать в грязи или песке
  • Играть с водой
  • Выращивать семена, цветы и овощи
  • Изучить жизнь животных
  • Собрать камни, листья и другие образцы
  • Содержат разнообразные природные элементы, такие как деревья, цветы и кустарники
  • Проводите время в тишине, вдали от «толпы», оставаясь при этом под присмотром
  • Места для большой двигательной активности, например лазания и катания на игрушечных колесах
  • Навес (и) для хранения уличного оборудования
  • Иметь (обычно) забор высотой 6 футов 0 дюймов, полностью окружающий игровую площадку.

H.Будьте структурированными, но гибкими

Это означает, что разных площадей на объекте:

  • Узнают дети
  • Для тихой и активной игры
  • Дети могут переставлять для своих занятий
  • Обеспечьте адекватные складские помещения, чтобы избежать хаотичного впечатления
  • См. Также WBDG Beyond Access to Universal Design

I. Предусмотреть подходящее место для родителей и учителей

Сюда входят места до:

Персонал может контролировать и контролировать доступ в центр развития ребенка со столов, расположенных у входа, например, той, что изображена на фотографии.
Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия

J. Будьте в безопасности, надежно и здоровы

Сюда входят положения и стратегии, обеспечивающие:

По мере увеличения числа центров развития детей, все больше и больше агентств, штатов и муниципалитетов требуют, чтобы центры развития детей в пределах их юрисдикции соответствовали минимальным требованиям к учреждениям и стандартам работы. Однако в большинстве штатов требования к оборудованию ограничиваются относительно небольшим количеством и минимальными проблемами со здоровьем и безопасностью, такими как адекватность ванных комнат, выхода и освещения.Наиболее полные стандарты, доступные в настоящее время, иногда упоминаемые в кодексах штатов и муниципалитетов, — это стандарты, принятые федеральными агентствами. К числу организаций, которые проложили путь к определению всеобъемлющих критериев центров развития детей, относятся Управление общих служб США, Министерство здравоохранения и социальных служб и Министерство обороны.

Федеральные мандаты и критерии

Стандарты и инструкции

Дополнительные ресурсы

Организации

Публикации

  • BIPS 07 / FEMA 428 Primer по разработке безопасных школьных проектов на случай террористических атак и стрельбы в школах
  • Уход за нашими детьми, Национальные стандарты здоровья и безопасности: Руководство по программам ухода за детьми вне дома , 3-е издание