Как провести мастер класс – Как организовать и провести хороший мастер-класс: опыт мастера

Как провести мастер-класс | Кафебижу

     Мастер-класс (МК) – это современная форма обучения, предназначенная для отработки практических навыков с целью повышения профессионального уровня, а также обмена опытом между участниками, приобщения их к новейшим областям знаний и расширения кругозора. Преподаватель в этом случае приобретает умение продуктивно контактировать с целевой аудиторией и учится рефлексировать свои действия, а слушатели, в свою очередь, осваивают новые методики и технологии, сопоставляя свои возможности с предельным уровнем мастерства.

Алгоритм организации Мастер-класса

Проведение Мастер-класса не основывается на каких-либо единых строгих нормах. В большинстве своем занятия протекают, исходя из интуиции ведущего специалиста и восприимчивости публики. Как правило, МК заключает в себе следующие ключевые этапы:

– Презентацию.
– Демонстрацию.
– Обсуждение.

4385603da05770ba5024b2e24c6712904385603da05770ba5024b2e24c671290

На первом этапе происходит доказательство результативности мастера и обоснование значимости МК, преподносится краткая характеристика основных идей и подробно рассматривается систематизация предстоящей работы. Второй этап заключает в себе активную работу участников и демонстрирует производительность теоретических и практических навыков организатора. В третьей (заключительной) части мероприятия приветствуется дискуссия по результатам совместной деятельности между мастером и учениками. Успешное освоение рассматриваемой темы будет зависеть от инициативности всех присутствующих. Для организатора МК – это прекрасный способ поделиться своими творческими идеями и достижениями, а также почувствовать себя в новой роли и взять от происходящего мероприятия массу положительных моментов.

Организационно-подготовительный этап

Чтобы решиться провести Мастер-класс, нужно, во-первых, владеть достаточными знаниями и умениями в определенной области. Во-вторых, быть готовым раскрыть свои секреты и «фишки», щедро делясь приобретенным опытом с новичками. В-третьих, необходимо обладать элементарными педагогическими навыками для доступного и логического пояснения материала.

page-83-1bpage-83-1b

Прежде, чем заявить о проведении МК, надо детально продумать организационно-подготовительный процесс и просчитать количество затрачиваемого времени на каждый этап работы. Не лишне было бы организатору в данном случае самому изготовить ту вещь, производство которой он предполагает продемонстрировать публике. К примеру, изготовление бижутерии своими руками потребует расчета затрачиваемого времени на прорисовку схематичного изображения будущего изделия, подбор подходящей основы и фурнитуры, сборку деталей, примерку и так далее. На воспроизведение образца новичкам понадобится вдвое больше времени, чем мастеру.

Выбор места проведения МК

Организовать проведение Мастер-класса можно на своей территории, если имеется хотя бы одна отдельная комната с набором мебельных аксессуаров в виде столов и стульев, исходя из предполагаемого числа участников. Проведение данного мероприятия в домашней обстановке будет менее затратным, поскольку организатору не придется оплачивать аренду помещения. С учетом этого обстоятельства, цена за обучение для участников МК будет более доступной.

571886_17683-700x700571886_17683-700x700

Аренда офиса, несомненно, скажется на итоговой стоимости Мастер-класса, но при этом придаст особый официальный статус мероприятию. Если помещение будет находиться в престижном районе и иметь привлекательное дизайнерское оформление, то это может сыграть важную роль в желании посетить МК снова. К тому же, в арендуемый зал можно пригласить большее количество участников, чем к себе домой. Но при проведении Мастер-класса в этом случае может возникнуть риск замены качества на количество. Наилучшим вариантом станут пробные несколько занятий на своей территории для отработки методики преподавания, а уж потом организация профессиональных Мастер-классов высокого уровня.

Используемое оборудование и материалы

Организовывая МК, следует пристальное внимание уделить материально-техническому обеспечению, с которым участникам придется иметь дело. Одни ножницы и пара иголок на четверых – вариант абсолютно неприемлемый для успешной работы. Каждому участнику необходимо предоставить свой персональный набор средств, задействованных в изготовлении атрибута рукоделия.

1post1post

Материалы, подготавливаемые организатором для коллективного использования на Мастер-классе, должны быть удобными, практичными и новыми. К примеру, при изготовлении бижутерии своими руками все основы, лески, крепления и бусины должны выглядеть качественно, аккуратно и иметь подходящий ассортимент. Потертые и поцарапанные вещицы негативным образом отразятся на репутации мастера. Истинный профессионал не должен позволять себе такого обращения с новичками и подобающе относиться к формированию ювелирных изделий.

Критерии оценки Мастер-класса

Каждый преподаватель знает, что любой урок заключает в себе повторение пройденного материала, изучение новой темы и ее закрепление. Поскольку организатор МК – это тот же учитель, то педагогической методикой преподавания он владеть все-таки обязан. Мастер-класс должен состоять из нескольких стадий, каждая из которых будет приурочена к цели приобретения знаний в новой специфике. Если МК с интересом посещают участники предыдущих занятий, то мастеру потребуется всего несколько минут, чтобы напомнить им о том, чему они уже научились.

ocenka-saitaocenka-saita

Этап изучения новой темы должен иметь не только прикладной характер, он обязательно должен содержать теоретическую часть. Преподавателю не стоит скупиться на информацию. Также важно поощрять вопросы участников, касающихся предмета проводимого МК. Практическая часть должна всецело контролироваться ведущим собрания. Нужно не только комментировать, но и подробно показывать то или иное свое действие. В конечном итоге изделия, созданные учениками в процессе Мастер-класса, не должны сильно отличаться от представленного преподавателем образца, иначе новички могут прийти к выводу о напрасно потраченном времени и средствам, поскольку по-настоящему красивую вещь они могли попросту купить у мастера.

creativ Perlencreativ Perlen

Проводя Мастер-класс, нужно учесть время на перерыв, ведь постигающим азы рукоделия предстоит несколько часов корпеть над созданием какого-либо аксессуара. К тому же, в свободное время участникам будет приятно и интересно побеседовать между собой на тему предмета собрания, поделиться приобретенными знаниями и первоначальными успехами. Однако организатору МК стоит учесть, что после кофе-тайм практическая работа, как правило, будет происходить несколько медленнее, чем в первые часы занятий. Поэтому основную теоретическую и прикладную деятельность лучше будет уместить в первой половине Мастер-класса.

cc7bcbcbd1a9cf50eb822a8f2d600863cc7bcbcbd1a9cf50eb822a8f2d600863

Крайне важно учителю акцентировать внимание на общей атмосфере МК. Обмен положительными эмоциями и прекрасное настроение должны сопровождать участников на протяжении всего мероприятия. Конечный результат должен внушать посетителям мысль о явной пользе встречи. Несмотря на усталость, они должны уйти с чувством полного удовлетворения от проделанной работы и того шедевра, который создали своими руками. Эстетичное наслаждение от созерцания собственного атрибута рукоделия и чувство самодостаточности – залог последующего посещения благодарными слушателями Мастер-класса, который с успехом был проведен настоящим мастером своего дела.

Мы приглашаем мастеров к проведению мастер-классов на территории магазинов КафеБижу. Мы предоставим вам рабочее место на 4-6 человек бесплатно.

Подайте заявку на проведение мастер-класса на нашу электронную почту: [email protected]

Поделиться:

cafebijoux.ru

Как провести мастер-класс без трудностей

Если вы решились провести мастер-класс – это значит, что:

— во-первых, вы владеете достаточными умениями и знаниями в определенной области;

— во-вторых, у вас есть свои собственные «маленькие» секретики, а не вычитанные где-нибудь на просторах Интернета, и Вы готовы ими поделиться со своими «учениками»;

— в-третьих, вы способны к педагогической деятельности, т.е. можете доступно и логически связанно объяснять материал.

Это самый очевидный набор качеств, которым должен обладать руководитель мастер-класса. Если все вышеперечисленное у Вас наличествует, то необходимо подумать об организационных моментах.

Подготовка к мастер-классу. Прежде чем объявить о проведении мастер-класса, необходимо детально его продумать. Вам нужно четко себе представлять цель проведения МК, что как и сколько по времени вы будете делать.

Я бы рекомендовала перед проведением мастер-класса самой изготовить ту вещь, которая планируется на МК, например, куклу. Вы должны разделить изготовление куклы на отдельные этапы: выкраивание, сшивание, выворачивание, набивка, сборка деталей и т.д. и знать, сколько по времени разнимает каждый этап ее изготовления. Конечно, Вы будете ориентироваться на себя, временной результат, получившийся у Вас, смело умножайте на 1,5-2 – это будет примерное время, за которое ту же самую работу будут делать Ваши «ученики».

Помимо процесса изготовления продумайте все, что Вам будет необходимо для проведения МК.

Место проведения. Организовать МК можно на своей территории или арендовать помещение. В первом случае у Вас должна быть как минимум отдельная комната с необходимым набором мебели: стол и стулья по количеству участников; во втором – помещение, в котором можно разместить участников МК.

Проведение МК у себя дома менее затратное мероприятие, это может снизить стоимость МК, поскольку арендная плата в нее уже входить не будет, плюс более комфортная обстановка: все-таки «дома и стены помогают». Но есть, конечно, и свои минусы, ведь приглашать к себе в дом посторонних людей не всегда комфортно, ну, и месторасположение Вашего проживания может сыграть ключевую роль для выбора МК потенциальным участником.

Аренда помещения, безусловна, скажется на стоимости МК, но придаст статус Вашему мероприятию, особенно если будет подобрано не только из расчета его стоимости за час, но и внешнего вида и месторасположения. Опять-таки, если домой Вы не можете пригласить более 4-5 участников, то в арендованном помещении можно собрать более массовый МК, хотя при этом Вы рискуете сменить качество на количество.

Как вариант для начинающего руководителя МК: провести первые 2-3 занятия у себя дома, отработать так сказать методику преподавания, а потом проводить МК на более высоком уровне как с методической точки зрения, так и с материальной.

Необходимое оборудование. Организовывая МК, не забудьте о материально-техническом обеспечении. Вы должны приготовить все необходимые инструменты и материалы на каждого участника. Это значит, что одни ножницы или две иголки на 4 участников МК – вариант абсолютно не приемлемый. У каждого участника должен быть личный набор, который будет включать в себя все необходимое.

Также следует отметить, что материалы, которые Вы подготовили для проведения МК, должны быть новым. Если Вы шьете кукол, то, пожалуйста, не предлагаете шить их из старых, завалявшихся у Вас тряпочек. Это должна быть хорошего качества ткань, обязательно подобранная по цвету и фактуре.

Процесс проведения МК. Любой учитель знает, что урок состоит из трех частей: повторение ранее пройденного, изучение нового материала и закрепление только что изученного. Поскольку руководитель МК – это тот же самый учитель, то методикой преподавания он все-таки владеть обязан. МК должен проводиться в несколько этапов, каждый из которых имеет своей целью дать какие-то новые знания и сформировать новые умения.

Конечно, при проведении МК в первый раз этап «закрепления ранее пройденного» мы опускаем, поскольку раньше ничего не проходили, но если к Вам на второй или третий МК пришли участники предыдущих занятий, то не лишне будет напомнить, чему новому они уже научились на Ваших МК. Это займет всего пару минут.

Этап «изучения нового материала» должен быть не только прикладного характера. Неплохо было бы дать сначала теоретическую выкладку, например, технологию окраса ткани или подбора ткани по сочетаемости, рассказать о необходимых инструментах, их функциональной значимости в процессе изготовления предмета МК. Не скупитесь на информацию. Если Вы проводите МК, то просто обязаны дать знания своим «ученикам». Поощряйте вопросы участников, но помните, что вопросы должны касаться только темы проводящегося МК.

Прикладная часть МК должна постоянно Вами контролироваться, Необходимо не только объяснить и показать то или иное действие, но и проконтролировать процесс его повторения участниками, именно поэтому, на мой взгляд, не стоит приглашать на МК более 4-5 человек.

В конечно итоге вещь, изготовленная на Вашем МК «учениками» не должна сильно отличаться от аналогичной вещи, сделанной Вами. В противном случае, им не зачем было тратить время и деньги на посещение МК, они могли просто приобрести эту вещь у Вас, пусть несколько дороже, но не затрачивая на нее время и усилий.

Этап «закрепления только что изученного» также не займет много времени: быстро повторить, что нового узнали и научились делать участники МК и объяснить какие-либо непонятные моменты.

Проводя мастер-класс, предусмотрите время на перерыв. Необходимо учитывать, что участникам МК – новичкам в том виде рукоделья, которым занимаетесь Вы, будет тяжело несколько часов сидеть на изготовление вещи. Это может вызвать, в конечном счете, неприятие МК в целом. Кроме того, приятно посидеть поболтать на отвлеченные темы с интересными людьми.

Обычно, после кофе-тайм работа идет несколько медленнее, поэтому основную (подготовительную, «скучную» для новичков, да и для многих мастеров) работу лучше сделать до перерыва. Например, крой, вырезание, выворачивание, набивка и зашивание деталей куклы.

Подводя итог вышесказанному, считаю необходимым заметить, что общая атмосфера МК и конечный результат должен быть приятен всем участникам. Как бы они не устали заниматься творчеством, уйти они должны довольные собой и тем шедевром, которой создали своими руками – это залог того, что многих из них в последующем Вы увидите на своих МК.

Удачных вам мастер-классов и приятных знакомств!

www.livemaster.ru

Как провести мастер-класс | Журнал Ярмарки Мастеров

Время от времени, в том числе и когда в заказах наступает затишье, а новых идей и вдохновения нет, у многих мастеров возникают несложные вопросы: могу ли я давать мастер- классы, и что для этого нужно? С какими проблемами придется столкнутся, и какие перспективы меня ожидают?

Предлагаю рассмотреть несколько из них, список не является исчерпывающим, приговор не окончателен. Обсуждение приветствуется.

Сегодня мастер-классы по теме «Ручная работа» — очень популярное и востребованное направление, следовательно, нужное и полезное социальное явление, которое преследует разные цели и решает определенные задачи. Приведу, к примеру, часть из них:

— Привлечь внимание к своей персоне.

— Поделится своими навыками и знаниям с другими.

— Получить дополнительный доход.

— Развить свои педагогические способности.

— Поучаствовать в конкурсе мастер-классов.

— Найти единомышленников.

— Пообщаться.

Объективно оценивая этот вопрос, стоит отметить, что мастер-классов сейчас проводится великое множество, как стационарных — «вживую», так и посредством интернета: видеоролики, фото- мастер-классы и мастер-классы онлайн. Некоторые из них более удачны, какие-то менее, это дело вкуса, личного восприятия и первичной базы умений «обучаемого». Так с чего же стоит начать и по какому пути пойти, если хочется попробовать свои силы в данном направлении?

Как провести мастер-класс, фото № 1

1. Первый и самый важный вопрос: ЧЕМУ Я МОГУ НАУЧИТЬ?

Разумно предположить, что учить стоит тому, что вы умеете лучше всего. Есть общие понятия, такие как «Технология» и «Классический ход работы». Например, основные петли в вязании делятся на лицевые и изнаночное, но даже эти основы можно выполнить по-разному, так называемые «бабушкины петли» и «классические петли», разница в нюансах, а в итоге внешний вид полотен, связанных тем или иным из указанных способов, и их качество отличаются даже зрительно. Большинство мастеров, годами оттачивая мастерство, находят новые приемы выполнения работ. Возможно, и даже скорее всего, в вашей практике есть что-то, что разработано лично вами и значительно облегчает процесс создания изделий, либо делает работу более качественной, так вот, именно такими знаниями стоит делиться.

Также резонно делиться теми навыками, на которые есть спрос. Например, во время участия в выставках, ярмарках, публичных продажах, либо в кругу ваших друзей и знакомых, покупателей и прочих лиц, вам часто задают вопрос: «А как это сделать? А я смогу этому научиться? А можно ли получить мастер-класс»? Это самые громкие звоночки востребованности мастер-класса. и однозначно есть смысл задуматься о его составлении.

2. Второе, о чём стоит подумать: КОМУ МАСТЕР-КЛАСС ПРЕДНАЗНАЧЕН?

Да, да, после того, как тема мастер-класса определена, необходимо проанализировать, людям с какими базовыми навыками он может быть полезен и интересен. Ведь помимо массы прочих параметров мастер-классы делятся еще и по сложности, некоторые ориентированы на «новичков», некоторые на «уже не новичок, но еще не профи», и для «профессионалов». Конечно, в этом пункте не все так однозначно: что для одного профессионализм, то для другого — средний уровень, но всё же изучить специфику в направлении и провести сравнительный анализ при желании возможно. Для чего это нужно? Это нужно для того, чтобы понимать, какую терминологию возможно использовать при проведении мастер-класса (иногда можно объяснить «на пальцах»), и какие дополнительные рекомендации и знания могут пригодится «учителю».

3. После того, как мы определились, чему и кого попробуем обучить, появляется третий и не менее важный этап: ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА, с чего он будет начат и чем закончен?

Обозначу базовые аспекты:

— Рассказ мастера о проекте занятия, акцентирование внимания на конкретизации результата.

— Определение основных приемов и методов работы, которые будут использованы.

— Обзор материалов и инструментов.

— Демонстрация самого навыка и разъяснение особенностей выполнения.

— Демонстрация результата.

— Сравнительный анализ с другим способом (методом, приемом) выполнения подобных работ.

— Выявление преимуществ предлагаемого метода (приема, способа) перед другими в данном направлении.

— Подведение итогов, выводы.

Также в этом пункте нужно задуматься о наличии или отсутствии используемых материалов, что необходимо приобрести для осуществления задуманного, и какие инструменты вам понадобятся.

4. Следующим будет вопрос: какой будет ФОРМАТ мастер-класса?

Рассмотрим варианты проведения мастер-класса, и что для этого нужно, более подробно:

а) стационарный мастер-класс «вживую» (в режиме реального времени и физического присутствия всех заинтересованных лиц в месте проведения мастер-класса)

• необходимо место проведения мастер-класса.

Очень часто мастер-классы проводятся на выставках-продажах, ярмарках, фестивалях и прочих событиях и мероприятиях. В этом случае нужно понимать, что вокруг, как правило, очень людно, много гостей, шумно и порой не совсем комфортно для проведения мастер-класса, поэтому желательно, чтобы он (мастер-класс) был не очень трудозатратным и длительным. Как этого достичь? Все основные компоненты и материалы вы должны заготовить самостоятельно, таким образом, чтобы «обучаемому» осталось выполнить именно ту часть действа, которой вы и планируете обучить.

Студии для досуга и творчества. Атмосфера, как правило, душевная, располагающая к общению и продуктивному обучению. Есть возможность предоставить только материалы, без первичного оформления работы, проще говоря без «заготовки». Часто время проведения мастер-класса ограничено полутора-двумя часами, этот фактор тоже необходимо учитывать. Думаю, сюда можно отнести и тот факт, что для этих целей мастера берут в аренду офисы и даже производственные помещения, например, в нашем городе несколько мастеров объединились и арендовали один из нефункционирующих цехов известной кондитерской фабрики, теперь проводят там мастер-классы и выставки-продажи.

Мастер-класс на дому. Если вы к этому готовы и считаете возможным пригласить к себе знакомых и незнакомых людей, поделиться с ними знаниями и опытом, то так тому и быть.

• количество обучаемых.

— Самый доступный и рациональный формат для мастера — это небольшая группа, в составе 1-4 человек.

— А если вы дипломат, знаете психологию, владеете приемами ораторского искусства, а также способны быстро реагировать и отвечать на большое количество вопросов одновременно, оперативно поправлять ошибки и недочеты, то можно проводить занятие с большей группой, к примеру, 4-8 человек.

б) Видео мастер-классы и онлайн мастер-классы

Я решила объединить две этих категории в одну, по моему мнению, они очень схожи, единственное принципиальное их отличие: в онлайн мастер-классе будьте готовы к всевозможным каверзным, порой даже граничащим с глупостью вопросам и форсмажору. Позаботьтесь:

— о качестве видеосъемки;

— об освещении:

— о необходимых схемах и материалах;

— максимально близко и четко покажите то, что делаете;

— комментируйте свои действия, четко формулируя мысли в предложения. Помните: «краткость — сестра таланта»;

— исключите возможность отвлечься на телефонные звонки, домочадцев, соседей и т.д.

в) Фото мастер-класс.

Позаботьтесь:

— о качестве фотосъемки;

— об освещении;

— о доступном и ёмком описании;

— анонсируйте и презентуйте материалы, которые будете использовать;

— пошагово покажите то, что делаете;

— детально, с разных ракурсов осветите итог.

5. РЕКЛАМА МАСТЕР-КЛАССА: как привлечь аудиторию?

Как и в любой другой сфере, реклама — это всё. Если мастер-класс проходит на уличных мероприятиях, либо в выставочном павильоне, то всё понятно, приглашать на ваш мастер-класс будут организаторы события. Если это видео- или фото- мастер-класс, ясность тоже присутствует: после воплощения мастер-класса его нужно выложить на интернет-ресурсы, выпустить в интернет просторы и сделать анонс о его выпуске на своей странице, либо страницах, если вы используете разные ресурсы. При условии, что мастер-класс создан с целью получения за него денежного вознаграждения, необходимо предложить приобрести мастер-класс другим пользователям, например тут, на «Ярмарке мастеров», посредством своего магазина.

А как быть, если хочется самостоятельно или посредством онлайна найти заинтересованную аудиторию? Скорее всего, для этого нужно иметь некую известность и популярность и зарекомендовать себя в качестве профессионального мастера, воспользоваться авторитетом, наработанным за годы интенсивной деятельности. Помощниками в этом направлении также могут выступить сарафанное радио и соцсети, а также репосты в них.

6. ВРЕМЯ И ОПЛАТА

В зависимости от вашей цели, мастер-класс может быть платным и бесплатным, он может поглотить уйму вашего времени, а может занять лишь минуты. Что стоит учитывать?

а) Бесплатный мастер-класс

— если мастер-класс проходит стационарно, «вживую», чаще всего то, что изготовлено из ваших материалов «обучаемым», остается у «обучаемого»;

— независимо от формата мастер-класса, это ваше время, на этот счет есть такая пословица: «Время деньги дает, а на деньги время не купишь»;

— привлечение внимания к вам лично;

— привлечение внимания к вашему творчеству;

— привлечение внимания к вашему профессионализму;

— популяризация вашего вида творчества;

— кто-то из присутствующих может угостить вас, к примеру, яблоком, благодарностью и критикой.

б) Платный мастер- класс

— все вышеупомянутое + денежное вознаграждение.

7. ИТОГИ

— моральное удовлетворение, либо моральное истощение;

— анализ ошибок и недостатков, либо радость от проделанной работы;

— плюс либо минус в журнале личных достижений;

— планирование новых мастер-классов, либо четкое осознание «это не моё».

В любом случае, как бы не сложилась судьба вашего мастер-класса, вы узнаете, стоит ли их давать, и если да, то какие, где и когда, платные или бесплатные, стационарные «вживую», фото, видео или онлайн.

Как провести мастер-класс, фото № 2

После вышеизложенного хочу сказать, что помимо желания дать мастер-класс к мастеру параллельно приходит мысль: «А не выращу ли я себе конкурентов?» Конечно, такой страх имеет право на существование, но всегда стоит помнить, что квалификация обучающего мастера позволяет постоянно совершенствоваться и быть всегда на шаг впереди «обучаемых».

Какое решение вы бы не приняли, и какой путь бы не выбрали, это будет только ваш опыт и только ваша история. Не бойтесь пробовать новое, развивайтесь, будьте гармоничны. Помните: чем больше мы отдаем, тем больше получаем взамен.

www.livemaster.ru

Как организовать и провести свой мастер класс, курс, лекцию или семинар?

Если Вы успешны в каком-то виде творчества, умении или профессии то в жизни постоянно сталкиваетесь с моментами, когда передаете свои знания другим людям, будь то при каком-то обучении, общении с коллегами, в медиа пространстве и т.п. Если вы хотите не просто передать знания, а поделиться ими в интересном формате мастер-класса, мы собрали для Вас несколько полезных советов.

Если Вы задумали провести хороший мастер-класс, то весь процесс разделите на три части:

  1. Подготовительная
  2. Активная
  3. Подведение итогов

Каждая часть важна в процессе и выделить из них главную — значит упустить что-то важное. Постарайтесь каждую часть отработать до конца.

1. Самая большая и энергозатратная часть — это подготовка.

Она займет у вас наибольшее время, но чем тщательнее Вы проработаете ее, тем легче вам будет в дальнейшем.

  • выберете идею мастер-класса и свяжите ее с темой, которую хотите донести до учеников. Поставьте перед собой четкую конкретную цель, которую хотите достигнуть на мастер-классе и разделите ее на несколько задач.
  • определитесь с аудиторией, на кого ориентирован Ваш мастер-класс (на новичков или уже с опытом), какой приблизительный возраст и пол слушателей. Чем четче будет понимание слушателей, тем легче будет их увлечь. Важно! Выбранная Вами тема должна быть им по силам и чуть-чуть больше их знаний.
  • выберите форму проведения мастер-класса. Главное при выборе формы не сообщить и не освоить информацию, а передать ее, поделиться ей и при этом получить обратную связь от аудитории.
  • придумайте проблему, вопрос, парадокс, представляющий интерес для «учащихся». Именно она должна быть решена на мастер-классе.
  • Определить время, которое понадобится для проведения мастер-класса.
  • определите для себя комфортное количество обучающихся.
  • составьте подробный план занятия. Четкий алгоритм поможет вам не выбиться из времени, отведенного на занятие. Включите фантазию, разбив «план» маячками-замыслами. Продумайте так же мотивацию для учеников, без мотивации внимание может быть рассеяно. Это может быть либо готовое изделие в конце занятия.
  • определите место проведения мастер- класса! Учтите, что время должно быть с небольшим запасом, чтобы встретить и разместить участников и проводить их в конце занятия.
  • определите, входит ли в стоимость мастер-класса материалы, если да, то составьте список необходимого.

Общее впечатление о мастер-классе складывается из мелких, но очень важных деталях. И чем тщательнее вы их продумаете, тем успешнее будет занятие. Все — от приветливо улыбки при входе до оригинальных салфеток на столе будет работать на результат.

Если все готово — можно начинать!

2. Активная часть мастер-класса.
  • еще раз проверьте все ли необходимые Вам технические средства, материалы готовы к работе.
  • приветствуйте учеников
  • обязательно, но кратко расскажите о себе, о своих достижениях, о предстоящем мастер-классе и его цели. В трех словах расскажите о плане мастер-класса, возможных перерывах, возможностях места проведения мастер-класса (где что находится, где что взять и куда выкинуть).
  • старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно). Следите за мимикой, жестами, осанкой. Не будьте скованы! К Вам пришли, а значит, доверяют вам как профессионалу!
  • идеально знать имена всех учеников. Если это сложно, попросите в начале занятия написать на листочках перед собой или бейджах имена. Если вы будете обращаться к каждому по имени, это позволит создать «домашнюю» обстановку на занятии.
  • после вступительной речи постарайтесь сразу построить диалог с учениками. Ваша цель понять вовлеченность каждого в процесс. Но не уделяете этому много времени.
  • старайтесь уделить время каждому. Важно! Задействуйте каждого ученика, пусть проявят себя творцами. Индивидуальный подход к каждому слушателю отличает мастер-класс от урока.
  • постарайтесь выделить свою «изюминку», то, что отличает вас от других мастеров. Будьте общительны, доброжелательны! Запомните: не только ученики получают от вас знания, но и вы можете подчеркнуть для себя много нового.
  • четко следите за временем: нельзя затягивать занятие, цель должна быть достигнута вовремя. Но и торопиться не стоит. Здесь важен баланс золотой серединки.
  • в конце занятия обменяйтесь мнением с учениками. Дайте оценку происходящему и получите отзывы о мастер-классе. Обязательно пригласите их на следующее занятие!
3. Подведение итогов.

Часто эту часть путают с заключением мастер-класса. В заключении Вы подводите итоги для учеников, а в обобщительной части — для себя.

Если вы адекватно проанализируете каждый момент — в будущем вы сможете избежать допущенные ошибки или сделаете свое занятие более качественными.

  • подумайте, эффективен и результативен ли был мастер-класс для каждого ученика. Что донеслось без проблем, а на что стоит обратить внимание.
  • просто пройдитесь по каждому пункту проведения мастер-класса и ответьте себе на вопрос: все ли я сделал качественно?

Не бойтесь, если нашли какие-то недочеты. Это говорит о том, что есть к чему стремиться, а значит совершенствоваться!

И значит — пора готовиться к следующему мастер-классу!

gomasterclass.ru

Как провести свой мастер-класс. Мой опыт

Речь пойдет о мастер-классах в оффлайне. Эта статья — только лишь мой опыт, и я совершенно не претендую на роль гуру, это смешно при опыте активного продвижения своего рукоделия чуть более полгода. Хочу рассказать, как я пришла к этому и очень надеюсь на то, что замечательные и более опытные мастера с Ярмарк Мастеров дополнят своими комментариями мои мысли, а может, и поспорят со мной. В любом случае, я думаю, эта тема интересна многим. В Москве, в Питере много таких мастер-классов, а вот в провинции похуже… А интерес к ним есть. Сейчас много можно найти в интернете, но по-прежнему есть люди, которые хотят все вживую.

Итак, мой опыт обучения, он небольшой, но все же.

1. Первый вопрос, который стоит перед мастером, который хочет начать давать мастер-классы, это где найти клиентов?

Как провести свой мастер-класс. Мой опыт, фото № 1

У меня все получилось стихийно, у нас в городе два раза в год проводится одна крупная ярмарка, которая идет три дня. Участие недешевое, но я на тот момент решила, что мне будет полезно узнать мнение покупателей о своих работах, и записалась. Решив при этом, что даже если и не продам ничего, это будет колоссальный опыт, а он того стоит. Впечатление от ярмарке у меня осталось только положительное — просто море позитива, и от покупателей, и от коллег. Мои работы понравились, меня спрашивали, не занимаюсь ли я обучением. Я честно отвечала, что занимаюсь кожей всего 3 месяца (мало того, за месяц до ярмарки у меня было 5 работ!). Но тут девочки напротив подошли ко мне и спросили, почему я не беру учеников. Многие участвуют в ярмарке с целью набрать желающих обучаться, цель продать работы второстепенна.

Ну я и стала записывать. Записалось порядка 10 человек, но по разным причинам потом отсеялись и к моменту начала обучения осталось 4. В таком составе и учились. Провела 6 занятий.

2. Важный вопрос — где проводить, то есть помещение.

Здесь тоже получила предложения прямо на ярмарке. Одна дама вручила мне свою визитку со словами «У меня в офисе можно проводить, без оплаты аренды, если возьмете меня бесплатно.» Есть еще варианты, которыми можно воспользоваться. Наверное, в каждом городе есть рукодельные клубы (у нас точно есть), можно вступить к ним и договориться. Найти можно через соцсети. Также на выставке я при знакомстве с мастерами интересовалась, проводят ли они обучение, где. В итоге у меня было еще предложение присоединиться к группе мастеров, которые арендовали помещение вскладчину. Так что, мой вывод —общайтесь как можно больше, варианты найдутся. В моем случае был идеальный — бесплатный.

3. Волнение и страх перед мастер-классом.

В моем случае особых проблем не было, я преподаватель по образованию, долгое время занималась обучением менеджеров по продажам, проводила тренинги, мне нравится учить и выступать перед людьми. Но все равно волновалась. Какие советы могу дать? Тщательно продумать, что будете делать на занятии и все-все подготовить. Вплоть до самых мелочей. Я готовила каждому выкройку, все необходимые инструменты, клей и другие расходные материалы. Раскладывала по отдельным пакетикам, чтобы не суетиться. Мы делали цветы, которые можно сделать без специальных инструментов, это привлекало, потому что не все готовы тратиться на оборудование, которое потом может и не пригодиться.

Еще могу посоветовать не брать сразу много учеников на занятие, особенно первое время.

Как провести свой мастер-класс. Мой опыт, фото № 2

3-4 достаточно, по крайней мере, я была рада, что у меня всего 4 человека в группе. Внимание нужно каждому.

4. Что еще важно?

Ну еще хотела бы заметить, что лучше, когда уровень учеников примерно одинаков. У меня были те, кто никогда этим не занимался. При этом все, кроме одной, обучались раньше другим видам рукоделия. Это тоже важно (мотивация!).

На каждом занятии я старалась, чтобы каждый ушел с готовым изделием. Здесь важно правильно выбрать это самое изделие с учетом сложности и времени его изготовления относительно уровня подготовки учеников.

Как провести свой мастер-класс. Мой опыт, фото № 3

Я сделала ошибку — на второе занятие выбрала довольно сложный цветок (мне самой он не казался трудоемким, потому что я обычно делаю несколько работ сразу, и мне сложно оценить затраченное на один цветок время). Ну итог — сидели гораздо дольше, цели достигли, у всех все получилось, но я работала бесплатно эти лишние часы. Тоже наука на будущее.

Если планируется цикл занятий, как в моем случае, то заранее стоит продумать, что нового будет на следующем занятии. И еще. Хорошо, если будут даваться домашние задания — повторить работу самостоятельно. Я заметила, что те, кто выполняет такие задания, в итоге лучше осваивают то, чему их учили. Ну, это и не удивительно.

Стоимость занятий. Я сразу скажу, у меня невысокая стоимость, потому что сразу настраивалась и настраивала на цикл занятий. Рассчитывала исходя из того, что могла бы сделать за это же время.

Продолжительность занятия — для меня это 3 часа. Устаю довольно сильно.

Думаю, также важно, нравится ли вам учить. Мне — очень, мои ученики подарили мне несколько идей, некоторых работ бы вообще не было, если бы не они. Я очень благодарна свои ученицам. Вообще, я считаю, что обучение — всегда процесс двухсторонний, даже учителю есть чему поучиться у своих учеников.

Вот пока и все, что я хотела рассказать, если будут вопросы, с удовольствием отвечу. Наверняка, я не смогла охватить все, что связано с проведением обучения, и буду рада вашим комментариям.

www.livemaster.ru

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?

«А вы что, дура, за бесплатно всех учите?» — этой фразой меня «отблагодарили» за двухчасовой бесплатный мастер-класс. Это был второй или третий мастер-класс, где я бескорыстно делилась своим небольшим опытом. При этом ощущала себя доброй рукодельной феей, и тут бац — дура!

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 1

Меня это сильно задело и заставило задуматься. Слышать оскорбления вместо ожидаемой благодарности неприятно. А с другой стороны, что я хотела получить взамен своих усилий, потраченного времени и расходов на материалы и заготовки? Какие выгоды мне сулило проведение бесплатных мастер-классов? Ответам на эти вопросы посвящена моя статья.

Для простоты договоримся, что под бесплатным мастер-классом я подразумеваю конкретное занятие, проводимое опытным мастером в определенной сфере рукоделия, где ученики овладевают практическими навыками работы и создают готовое изделие; при этом участники обучаются бесплатно.

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 2

Я преподаю мастер-классы по декупажу с апреля 2011 года. На выставках ручной работы первые 5-6 занятий для посетителей проводила бесплатно. Во-первых, мне самой хотелось поделиться этим счастьем — созданием красивых вещей с помощью несложной техники. Во-вторых, я начала задумываться о том, как монетизировать свое хобби с помощью преподавания. В результате получила полезный опыт, определила свои ошибки и придумала, как их избежать. В-третьих, собирала отзывы учеников, фотографировала творческий процесс и его результаты. На основе этого у меня получилось небольшое портфолио, которое помогло в дальнейшем набирать группы на платные мастер-классы через соц.сети.

Благодаря этим мастер-классам меня пригласили вести еженедельные платные курсы по декупажу в «Школе рукоделия».

Бесплатные мастер-классы помогли наработать опыт с нуля. Мне нравилось общаться с рукодельницами и обучать любимому делу, этот позитивный настрой притягивал ко мне всё больше учеников уже на платные мастер-классы.

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 3

Мы с подругами устраивали своеобразные посиделки, где делились друг с другом какими-то рукодельными навыками. Желающих я обучала азам декупажа, взамен получала от них равнозначные по цене изделия ручной работы или мастер-класс по другому виду рукоделия.

Ваш мастер-класс — замечательный вариант обмена на нужную вещь или услугу при условии, что другой человек сам хочет обучаться у вас.

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 4

Как организатор хенд-мейд выставок я активно использовала бесплатные мастер-классы как бюджетную рекламу для привлечения посетителей. Мероприятия с халявными ништяками привлекают интерес пишущей братии. Журналисты охотно публикуют небольшие статьи-анонсы о таких выставках в рубрику «культура». И во время выставки приходят сами поучаствовать в мастер-классе, а потом описать новый опыт в своем блоге или СМИ.

Сарафанное радио срабатывает намного эффективнее, когда люди видят в анонсе мероприятия слово «бесплатно!». Соответственно, зовут друзей, подруг, знакомых, сослуживцев и увеличивают количество посетителей выставки.

Как-то даже на телевидении удалось бесплатно пропиарить нашу выставку. Мы говорили про творчество и рукоделие в нашем городе. В эфире разрешили сказать пару слов о намечающейся выставке. Только из-за того, что мы запланировали серию бесплатных мастер-классов по рукоделию для всех желающих. Иначе за телерекламу пришлось бы платить денежки.

Бесплатные мастер-классы привлекают больше посетителей на рукодельные выставки, а также журналистов, которые могут бесплатно прорекламировать мероприятие.

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 5

Мастер, проводящий бесплатные мастер-классы на выставке или в торговом центре, по логике вещей получает определенные бонусы. Это либо бесплатное участие в мероприятии, либо право на первоочередной выбор места для торговли, либо пиар мастера в рекламе мероприятия, либо денежная компенсация за материалы и заготовки для мастер-класса, либо всё это вместе взятое. Если не заработать, так сэкономить на какой-то статье расходов точно получится!

Бесплатное участие в мероприятии и другие дополнительные бонусы для мастера, который проводит бесплатные мастер-классы на выставке или в торговом центре.

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 6

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 7

Был такой единичный случай, когда я проводила бесплатный мастер-класс по декупажу новогоднего шампанского в обмен на публикацию в детско-юношеском журнале. Журналистка декорировала бутылку и фотографировала этапы процесса. Вместе составили описание мастер-класса, который она уже самостоятельно перевела на коми язык. При этом в статье просто указала моё имя. Отдачи я не почувствовала, в дальнейшем с журналистами работала по другой схеме.

Однако рада, что попробовала!

С помощью бесплатного мастер-класса рекламируете себя как мастера в местных СМИ. Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 8

Познакомить потенциальных покупателей с материалом-новинкой поможет бесплатный мастер-класс. Вы дадите поработать с ним, более подробно распишете преимущества и спокойно заработаете на продаже данного материала.

К примеру, на бесплатном мастер-классе ученики проявляли фактуру сосновой досочки с помощью спиртового бейца. После мастер-класса я продала на кругленькую сумму бейц различных цветов, а также фурнитуру тем участницам, которые хотели превратить простую дощечку в ключницу или вешалку.

Материалы-новинки удобно продвигать с помощью бесплатного мастер-класса, попутно можно заработать на сопутствующих товарах.

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 9

На проведении благотворительных мастер-классов мастер может полноценно заработать. При этом ученики обучаются бесплатно, а работу мастера и расходы на проведение мастер-класса оплачивает спонсор данного мероприятия.

Примеры из практики — проведение мастер-класса по декупажу для детишек из детского дома, спонсором мероприятия являлся «Сбербанк», и выезд мастериц в глубинку для проведения мастер-классов в рамках социальной программы. Как правило, со спонсором заключается официальный договор, где прописываются все условия сотрудничества. Важным условием является предоставление фотоотчета о проведенном мероприятии.

Если поискать и найти спонсоров, то можно реально заработать на проведении благотворительных мастер-классов.

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 10

Ещё такой личный момент — я научилась говорить слово «НЕТ». Для меня было проблематичным грамотно отказать человеку, но любители халявы быстро меня этому научили. Когда имя уже было на слуху, мне часто сыпались предложения такого рода: «Марьяша, добрый день! Нам очень понравились ваши мастер-классы. Мы решили отметить день рождения нашей организации и пригласить вас провести бесплатный мастер-класс для наших сотрудников (на 15-20 человек). Думаем, что сотрудничество с нами укрепит вашу репутацию мастера».

Обычно халявщики оживлялись в преддверии праздников. Тогда я была загружена по максимуму подготовкой к выставкам и платными мастер-классами. Я с легким сердцем информировала, что бесплатные мастер-классы провожу исключительно на выставках ручной работы и только для деток. Скидывала или озвучивала прайс на корпоративные мастер-классы (к слову, этой категории людей мои мастер-классы за деньги были не нужны).

Если бы подобное предложение мне сделали на этапе №0, возможно, я ухватилась бы за него руками и ногами. Сделала бы кучу фоток в творческом процессе и после него, насобирала бы отзывов и слезно попросила бы всех участников добавиться ко мне в друзья в соц.сетях.

Решаете свои внутренние проблемы и заморочки в процессе развития себя как преподавателя.

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 11

Бесплатный мастер-класс — выгода или занятие для души?, фото № 12

Таким образом, вовремя сказанная фраза помогла мне задуматься и задать себе неудобные вопросы.

Чего я хочу добиться с помощью своих усилий? Какова цель всего этого?

Я смогла внятно ответить на них. Четко сформулировала свою цель и достигла её за 2,5 года. Наработала опыт в преподавании и зарабатывала на проведении мастер-классов по декупажу. Познакомилась со многими мастерами и стала «своей» в рукодельном мире г.Сыктывкара. Это помогло мне стать со-организатором городских выставок ручной работы и в феврале 2013 года открыть свою творческую мастерскую. Частенько использовала бесплатные мастер-классы в своей практике для достижения определенных задач. Да, и с негативом в свой адрес больше не сталкивалась. По-крайней мере, не после мастер-классов. Видимо, энергии поменялись.

P.S. Озвучивайте в комментариях свое мнение, дополняйте своими историями — я открыта для общения.

P.P.S. Фотографии из личного архива.

www.livemaster.ru

Что нужно учесть при подготовке к проведению мастер-класса «Кукла Тильда»? Из личного опыта

Все вы знаете, что сегодня провести мастер-класс можно не выходя из дома, не тратя много рукодельных материалов и не встречаясь с теми, кому мастер-класс будет необходим. Да мы и сами часто пользуемся фото- и видео мастер-классами других мастеров, зачастую именно такая форма передачи навыков становится толчком в начале нашего творчества.

Однако «живой» мастер-класс всегда полезнее, т.к. на нем узнаешь не только технологию изготовления чего-либо, но и узнаешь массу «секретиков» мастера, способы устранения ошибок в работе, варианты замены материала и многое другое.

Один из последних моих мастер-классов, «кукла Тильда», был самым сложным: мастерицы знают, что сшить куколку новичку за пару-тройку часов с нуля невозможно, поэтому моей задачей было сделать все возможное, чтобы ученики ушли с занятия с готовой куколкой за одно занятие.

Сделаю небольшое отступление. Мастер-классы я провожу в выходные дни в рукодельном магазинчике нашего города. В интернете магазинчик делает анонс мастер-класса, ведет запись и опрос, что именно ученики хотят научиться шить. В этот раз набралось пять человек, причем трое пришли учиться шить куколку, а двое просили научить шить улитку «Тильда».

Что нужно учесть при подготовке к проведению мастер-класса «Кукла Тильда»? Из личного опыта, фото № 1

Думаю, вы понимаете, что вести одновременно мастер-класс по двум игрушкам трудно, но я согласилась, и потом пожалела об этом: те, кто шьет одно и тоже, выполняют одинаковые операции, и мастеру не приходится переключаться от объяснения одним ученикам одной операции, другим — другой…

Поэтому, девочки, не повторяйте мою ошибку. Все ученики справились с работой, но мне пришлось мобилизовать все свои силы, речь, внимание и руки, чтобы никто не пострадал от моего необдуманного поступка.

Следующий момент, на который следует обратить внимание, — это возраст учеников. К примеру, я оговариваю возраст, на который рассчитан мастер-класс по Тильдам: от 14 лет и выше.

Будучи сама учителем, я точно знаю, что с этого возраста девушки уже владеют навыками шиться на машинке, знают несколько видов стежков. Правда, в моей практике встретились 2 женщины солидного уже возраста, не знающих и не владеющих потайным швом, поэтому пришлось учить их тут же, на куклах. Что интересно — у одного навык формируется быстро, что называется «на лету», другим приходится показать несколько раз и даже нарисовать схематично на бумаге путь иглы. И все равно ниточки еще не ложатся ровно. Но это мелочи.

Долго ломала голову, как сделать мастер-класс не двух-трех дневным, а уложиться в один день, хоть и в несколько часов.

Первое, что помогло в этом деле — подготовка к мастер-классу собственных заготовок. Руки, ноги и тела кукол были мною прострочены, но вырезание, выворачивание, набивка заготовок, шитье одежды (юбочек), приваливание волос к кукольным головкам, оформление наряда — полностью выполнялись учениками.

Второе, что экономит время — устройства для выворачивания заготовок: в одном из моих мастер-классов здесь, на Ярмарке Мастеров, я писала про них — это полые трубки трех диаметров и деревянные иглы для них. Ускоряют выворачивание тонюсеньких ручек и толстых ножек в несколько раз.

В-третьих, нужно запастись таким количеством инструмента, чтобы хватило всем: т.е. если у вас пять учеников, то ножниц, распарывателей, игл для шитья и валяния тоже должно быть как минимум по пять, чтобы никто из учеников не ждал, пока другой вырезает заготовку, пришивает ножку, приваливает волосы.

Всегда будьте готовы к форс-мажорам. Они почти всегда случаются. На последнем мастер-классе одна и та же девочка сломала две иглы подряд. Это не страшно, но нужно иметь запас на такой случай. И обязательно запасную ткань, т. к. случается, что и ткань рвется при набивке.

Что нужно учесть при подготовке к проведению мастер-класса «Кукла Тильда»? Из личного опыта, фото № 2

Готовясь к мастер-классу, подбираю ткани и мысленно представляю, чем и как я бы могла их оформить. Но и тут угадать предпочтения учеников не всегда возможно, поэтому несу с собой на урок чемоданчик с разными пуговками-цветами-подвесками-лентами и волосами 4-х оттенков.

Приготовьтесь к тому, что вам придется не только помогать ученикам физически (не только показывать, но и подшивать, держать, подгибать ткань), но и исправлять их огрехи. Взрослые часто сами справляются и переделывают, если что-то не получилось, а вот дети сразу расстраиваются, некоторые боятся начать сначала, а ведь наша задача и научить, и дать поверить им в то, что это он САМ сделал.

Что нужно учесть при подготовке к проведению мастер-класса «Кукла Тильда»? Из личного опыта, фото № 3

Правда, одна из моих учениц, лет 15-ти, делала все сама, с таким упорством, что позавидуешь, сама видела ошибки, сама исправляла по нескольку раз и твердила в ответ на мои попытки помочь: «Я сама!». Молодец, девчонка!

Захватите на мастер-класс термопистолет и фен — один ускорит работу там, где можно приклеить декоративный элемент вместо того, чтобы пришивать, а второй поможет просушить краску, которой мы ставим глазки нашим куколкам.

Принесите на мастер-класс несколько своих готовых работ — нет ничего лучшего, что бы вдохновило ваших учеников, чем хороший образец, именно ваш, а не из интернета. Заодно и на следующий мастер-класс найдете себе компанию. Я брала с собой влюбленных зайцев Тильда, стоит ли говорить, что мои ученики уже ждут мастер-класс по пошиву зайчиков?

Помните, что я писала про количество комплектов инструментов? То же касается выкроек. Для каждого ученика я готовлю свою выкройку. Делаю ее дома, на белом картоне, вырезаю, подписываю детали. Выкройки проверенные, точные. Их я дарю КАЖДОМУ ученику.

Девочки, т. к. мастер-класс мой шел 5 часов, то обязательно нужен перерыв 15 минут на чай с конфеткой! Мне в удовольствие его вести, но и я устаю, все 5 часов на ногах, не сажусь почти совсем. А ученики устают еще больше! Так что если мастер-класс многочасовой, сделайте такую паузу!

А еще, как оказалось, важен микроклимат помещения. Для длительных мастер-классов важна комфортная температура, что называется — ни жары, ни холода. И еще графинчик с водой. Я вот без воды вообще не могу и пары часов прожить.

И, наконец, последнее. Девочки, это такая радость душевная, когда твои ученики видят результат своей работы, он им нравится (они даже с ним фотографируются)!

Что нужно учесть при подготовке к проведению мастер-класса «Кукла Тильда»? Из личного опыта, фото № 4

В этот момент я вспоминаю свои первые корявенькие игрушки и тихо радуюсь, что этот жизненный этап у меня тоже был!

Не забывайте мотивировать своих учеников, расскажите, с какими проблемами встречались сами при шитье игрушек, поделитесь секретами, ваши ученики будут вам благодарны и очень удивлены (ну, конечно, они-то уверены, что вы всегда все умели).

Что нужно учесть при подготовке к проведению мастер-класса «Кукла Тильда»? Из личного опыта, фото № 5

Сохраняйте хорошее настроение и тепло к ученикам, как бы вы ни устали, это очень важно! Поверьте, это помогает быстро наладить и долго поддерживать ваш контакт.

Кстати, со многими своими учениками общение сохранилось и после мастер-класса. И вдвойне приятно, когда они приходят еще, и приводят новых будущих мастериц!

Возможно, мой опыт пригодится и вам. Удачи в творчестве и благодарю за ваше внимание!

www.livemaster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *