Государственная поддержка малых предприятий – Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: на что рассчитывать предпринимателям?

Государственная поддержка малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства — это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса. К сожалению, далеко не все начинающие бизнесмены знают, на какую помощь они могут рассчитывать, потому многие вообще не обращаются за ней. О том, какие виды государственной поддержки малого предпринимательства существуют и как их получить, поговорим в этой статье.

Программа поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Что подразумевает господдержка малого предпринимательства?

В самом общем виде существует несколько направлений деятельности:

  • субсидирование,
  • обучение,
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности,
  • бесплатные консультации узкопрофильных специалистов,
  • предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Теперь давайте рассмотрим каждый из вариантов оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства в отдельности.

1. Обучение
В каждом субъекте Федерации организовываются различные тренинги, семинары, конференции, читаются лекции по темам, которые актуальны для новичков в сфере бизнеса и тех, кто решил его расширить, но не знает с чего начать. Более того, на таких занятиях можно получить ответы на вопросы, нередко возникающие при реализации бизнес-идеи на практике. Важным аспектом также является то, что подобные обучающие курсы проводятся совершенно бесплатно. На них рассматриваются вопросы бизнес-планирования, возможности снижения затрат на проведение маркетинговых мероприятий, правильного ведения кадрового делопроизводства, налогов и налогообложения, пенсионных и страховых отчислений, охраны труда работников и так далее.

2. Организация выставок и ярмарок
Данный вид государственной поддержки малого предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам снизить расходы на демонстрацию своего товара или рекламу оказываемых услуг (выполняемых работ), обменяться опытом с другими бизнес-субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность или сопряженную с таковой. Кроме того, выставки и ярмарки — это бесплатные торговые площадки, которые позволяют за несколько дней реализовать часть представляемого товара, найти деловых партнеров и заключить договоры.

3. Консультирование
На базе служб занятости населения, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, иных некоммерческих структур организовываются пункты помощи по различным специфическим вопросам, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Здесь вам могут оказать помощь профессиональные бухгалтеры, юристы, экономисты, специалисты в области труда и занятости. Такие консультации, как и вышеперечисленные меры государственной поддержки малого предпринимательства, оказываются на бесплатной основе.

4. Субсидирование (наиболее востребованный вид помощи от государства)
Субсидирование производится по разным направлениям и на разные цели. С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на тех, кто только планирует открыть свой бизнес (субсидии на открытие бизнеса), с другой — на тех, кто планирует развиваться далее или модернизировать производство.

В первом случае деньги выделяются гражданам с перспективными проектами, которые изыскивают средства для начала своего дела. Здесь очень важно доказать, что ваш бизнес нужен региону, в котором вы планируете осуществлять деятельность, а также что вами просчитаны риски и вы уверены в окупаемости своей бизнес-идеи (См. Субсидии малому бизнесу: как получить субсидии для малого бизнеса).

Во втором случае государство готово помочь уже состоявшимся бизнесменам, которые планируют расшириться, приобрести новое оборудование, открыть новое направление. При этом денежные средства призваны компенсировать часть затрат, направленных на эти цели, в т. ч. уплату кредитов, оплату лизинговых платежей, проведение коммуникаций, открытие новых структурных подразделений с созданием дополнительных рабочих мест и т. д. Важно отметить, что при принятии решения о выдаче субсидии комиссия учитывает не только перспективность вашего бизнеса, но и его приоритетность для региона. В большинстве случаев к приоритетным направлениям деятельности относятся: инновационная, образовательная, медицинская, сельскохозяйственная, культурная и т. п.

5. Предоставление помещений и земельных участков
Конечно, бесплатно вам никто в пользование землю или помещение не даст, однако у государства арендовать их молодым предпринимателям будет гораздо выгоднее, чем у частных лиц. Земля и квадратные метры предоставляются на льготных условиях, что позволяет сэкономить весьма существенные суммы.



Поддержка молодых предпринимателей, как получить помощь

О видах государственной поддержке малого предпринимательства мы поговорили, теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как получить помощь на открытие или развитие бизнеса молодым предпринимателям. На нее можно рассчитывать только в том случае, если начинающие бизнесмены заявили государству о своем существовании.

Первое, что для этого необходимо сделать, — зарегистрировать свое предприятие в госреестре и представить соответствующие документы в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В фонде вы сможете получить подробную информацию о том, какие мероприятия проводятся в настоящее время и планируются в ближайшем будущем. Кроме того, вам расскажут о том, какие документы и куда следует подать, чтобы принять участие в этих мероприятиях.

Следует сказать, что все виды материальной поддержки осуществляются путем проведения конкурсов и для того, чтобы деньги вам были предоставлены, этот конкурс необходимо выиграть. Зачастую требуется достаточно большой комплект документов, основным из которых является бизнес-план — именно по нему в большей степени будет приниматься решение о том, стоит вам выделять деньги на открытие/развитие бизнеса или нет. Таким образом, к составлению бизнес-плана следует подойти с большой ответственностью. Вы можете заниматься планированием самостоятельно, а можете привлечь для этого специалистов. Не используйте в составлении своего плана сомнительных данных и не преувеличивайте свои возможности — оценивать вас будут профессионалы, которые отлично понимают, чего можно ждать от проекта, а что является не более чем несбыточной фантазией.

При подаче заявки следует помнить, что все выделяемые в рамках господдержки молодых предпринимателей средства являются целевыми, поэтому вы должны точно знать, куда будете тратить средства, если таковые вам выделят.

Необходимо также отметить, что господдержка осуществляется только при условии, что предприниматель отчитается за каждый потраченный им рубль, а если выделенные денежные средства будут потрачены не по назначению, их придется вернуть государству.

Приоритетные направления деятельности для молодых предпринимателей

Мы вскользь уже упомянули о том, что предпочтение при выдаче субсидий отдается предпринимателям, планирующим открывать или развивать свой бизнес по одному из приоритетных для данного региона направлений. Список таких направлений разрабатывается в каждом субъекте Федерации отдельно, но в большинстве своем данный перечень очень схож. Если вы еще не решили, чем заняться, то попробуйте рассмотреть возможность реализации одного из нижеперечисленных видов деятельности, так как это может повысить ваши шансы на получение субсидии.

  1. Сельскохозяйственная деятельность, а также деятельность по переработке сельхозпродукции. К этой же группе можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов.
  2. Ведение любого вида предпринимательской деятельности в отдаленных областях, регионах, деревнях, селах. Ввиду низкого уровня развития инфраструктуры отдаленных местностей любая деятельность там приветствуется и поощряется государством, в том числе путем субсидирования. К этому же пункту можно отнести придорожный бизнес (например, различные гостиницы и кафе на трассах междугороднего сообщения).
  3. Организация промышленного производства, а также развитие инновационного предпринимательства и предпринимательства среди молодежи. Следует отметить, что, несмотря на то что указанные в этом пункте виды деятельности уже сами по себе являются приоритетными направлениями, повысить шансы на успех можно производством экспортоориентированной продукции. Изготовление любых товаров, которые в перспективе могут быть предметом международной торговли, является еще одним приоритетным направлением деятельности. Так что если вы планируете что-либо производить, то подумайте и о том, может ли результат вашего труда быть интересен иностранным партнерам.
  4. Важной для государства сферой является жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения. В такой бизнес государство также готово вкладывать деньги — но только при условии, что вы предложите качественный продукт или уникальное решение.
  5. Транспортный бизнес и туризм. Говоря о транспортном бизнесе, следует понимать и общественный транспорт, и осуществляющий перевозки между населенными пунктами (как пассажиров, так и грузов). С туризмом немного сложнее. Если к турам за границу все уже привыкли и это более-менее освоенная ниша бизнеса, то с туризмом внутри страны все обстоит гораздо хуже. Таким образом, приоритетной является именно организация отечественного туризма.
  6. Социально значимые направления деятельности. Сюда следует включать медицину, образование, спорт, общественное питание, связь и многое другое.
  7. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями, а также создание инвентаря и оборудования для благоустройства детских площадок.
  8. Строительство и осуществление выставочно-ярмарочной деятельности.


 

consultant-jur.ru

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства



Одним из ключевых институтов сферы общественных отношений, способствующих социально-экономическому развитию территории, является малое и среднее предпринимательство (далее — МСП). Долгое время история, закономерности и проблемы развития данного института оставались без должного внимания: интерес к заслугам МСП в мировой экономической мысли существенно возрос лишь в 1980-х годах. На сегодняшний день МСП является серьезной экономической и политической силой.

Согласно действующему законодательству, субъектами МСП признаются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — РФ) и соответствующие условиям, установленным Федеральным законом «О развитии МСП в РФ», хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. [1]

Общим условием отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту МСП является соответствие установленным критериям в части среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и дохода субъекта. К хозяйствующим обществам и хозяйствующим партнерствам применяется дополнительный критерий, связанный со структурой уставного капитала.

Социальная и экономическая значимость МСП проявляется в функциях, которое оно выполняет. К таким функциям относят:

‒ создание необходимой конкурентной среды, посредством насыщения рынка широким спектром товаров, работ, услуг;

‒ стимулирование инновационной деятельности;

‒ формирование рабочих мест;

‒ повышение экономической активности населения;

‒ обеспечение условий для формирования среднего класса;

‒ и др.

Выполняемые МСП функции способствуют снижению социально-экономических угроз и обеспечивают укрепление экономической безопасности страны.

Развитию МСП препятствует ряд проблем, с частью которых субъекты МСП сталкиваются еще на этапе государственной регистрации. К сдерживающим факторам развития МСП относят:

‒ административные барьеры;

‒ высокую конкуренцию;

‒ низкую финансовую и правовую грамотность населения;

‒ недоступность источников финансирования;

‒ тяжелое налоговое бремя.

Создание благоприятных условий для стабильного развития МСП невозможно без поддержки со стороны государства. Процесс формирования системы государственной поддержки МСП начался еще в 2000 г., однако вопросы, связанные с поиском эффективных форм и методов поддержки, не утратили своей актуальности по сей день.

Поддержка МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций. [1]

Наиболее востребованной среди субъектов МСП является финансовая поддержка.

В основе финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта лежит собственный капитал. Он формируется в момент государственной регистрации субъекта и сохраняется на протяжении всего периода хозяйствования. Однако собственного капитала для успешного ведения деятельности зачастую оказывается недостаточно. Для реализации своего потенциала субъекты МСП нуждаются в привлечении заемных средств, основными источниками которых являются кредитные организации. С другой стороны, кредитные организации, стараясь избежать высоких рисков, неохотно финансируют субъекты МСП.

Для повышения доступности кредитных и иных источников финансирования деятельности Министерством экономического развития проводятся мероприятия по разработке, внедрению и развитию фондов содействия кредитованию.

С целью оказания эффективной поддержки субъектов МСП Министерством экономического развития были утверждены основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы (далее — НГС) поддержки МСП на период до 2020 г. [2] НГС — трехуровневая система, призванная унифицировать технологию, документацию и оценку рисков гарантийных организаций. В данную систему входят: АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», Региональные гарантийные организации.

АО «Корпорация МСП» совместно с Министерством экономического развития и Банком России была разработана программа стимулирования кредитования субъектов МСП. Данная программа устанавливает условия предоставления кредитных средств, в том числе предельный размер процентной ставки для конечного заемщика, и критерии отбора российских кредитных организаций для участия в программе.

Стоит отметить, что микропредприятия не всегда имеют возможность воспользоваться традиционными банковскими продуктами. В связи с этим, одним из мероприятий Министерства экономического развития, в рамках поддержки МСП, является содействие развитию микрофинансовых организаций. На данный момент в программу стимулирования включены микрофинансовые организации предпринимательского финансирования; внесены Требования к кредитованию и предоставлению поручительств по кредитам микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования. [3]

Суть имущественной поддержки заключается в передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. [1] Перечни имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП утверждаются на федеральном уровне и во всех регионах.

Особое место в осуществлении имущественной поддержки занимает создание бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор — инструмент оказания поддержки субъектам МСП на начальном этапе их развития, путем оказания широкого перечня услуг, в том числе передачи во временное пользование необходимого для ведения деятельности имущества.

Целью информационной поддержки является создание платформы для информационного взаимодействия между государственными органами, субъектами МСП и организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП; а также предоставление неограниченному кругу лиц необходимой для создания и ведения предпринимательской деятельности информации.

Для оказания информационной поддержки АО «Корпорация МСП» запущен Портал Бизнес-навигатора. С помощью данного портала можно узнать о состоянии спроса на тот или иной вид товаров, услуг; рассчитать примерный бизнес-план; получить информацию о действующих мерах поддержки МСП. [6]

Однако на сегодняшний день уровень информирования предпринимателей остается недостаточным. «По нашей оценке, из всех объектов инфраструктуры поддержки — а их более 700 по стране — только 10 % ведут информирование в соцсетях о своей деятельности. Из-за этого предприниматели не всегда могут получить полные данные о программах поддержки. Наша цель — сделать эту информацию доступной для всех аудиторий», — отмечает министр экономического развития Орешкин М. С. [4]

В связи с этим Министерство экономического развития намеренно провести оценку эффективности информирования предпринимателей о существующих мерах государственной поддержки МСП; а также составить рейтинг субъектов по информационному освещению.

Помимо этого, в настоящий момент разрабатываются методические рекомендации для объектов образующих инфраструктуру поддержки МСП по ведению работы в социальных сетях. При этом само Министерство активно ведет работу в социальных сетях, освещая вопросы, связанные с развитием МСП.

В заключении стоит отметить, что государственная поддержка МСП имеет разветвленную структуру и включает в себя нормативно-правовую базу по оказанию поддержки МСП; государственный аппарат, осуществляющий государственную политику в части развития МСП; организации, образующие инфраструктуру поддержки.

МСП направленно в первую очередь на развитие регионов, поэтому, при разработке муниципальных и региональных мероприятий поддержки МСП, следует учитывать географическое положение территории; уровень доходов населения и другие особенности, влияющие на ведение предпринимательской деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  2. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года»
  3. Министерство экономического развития. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. — М. 2017
  4. Официальный сайт Министерства экономического развития [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/minec/main, свободный
  5. Официальный сайт Акционерного общества «Корпорация МСП» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://corpmsp.ru/, свободный.
  6. Портал Бизнес-навигатора МСП [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.smbn.ru/, свободный.

Основные термины (генерируются автоматически): экономическое развитие, инфраструктура поддержки, субъект, государственная поддержка, предпринимательское финансирование, образующая, собственный капитал, имущественная поддержка, хозяйствующий субъект, РФ.

moluch.ru

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации



В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы законодательной базы в данной области. Автор привел результаты исследования о наиболее важных сферах поддержки, в которых нуждается малый бизнес.

Ключевые слова: экономика, малый бизнес, государственная поддержка, механизм, предпринимательство

Малый бизнес в условиях современной действительности играет немаловажную роль в нашей стране. Ни для кого не секрет, насколько это нелегкий труд. Данный вид деятельности требует от человека максимального участия, совмещенного зачастую с огромным риском [1, c.96].

Исторически сложилась особая роль малого предпринимательства в России. Поэтому проблема его государственной поддержки является, несомненно, актуальной.

Для начала необходимо разобраться с самим термином. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) — по законодательству России (ГК РФ) — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательству характерны отличительные черты, как сложному социально-экономическому явлению (рис.1) [2, c.101–102].

Основные признаки предпринимательства:

  1. Деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли
  2. Экономическая свобода, которая предполагает наличие комплекса прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений
  3. Личная материальная и юридическая ответственность за результаты хозяйствования
  4. Инновационный характер этой деятельности

Сегодня малое предпринимательство развивается замедленно и противоречиво. Следовательно, особенно на ранних стадиях, оно нуждается в государственной поддержке. Для ее осуществления необходима четко сформулированная политика со стороны правительства. Таким образом, основной целью системы поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий функционирования и развития малых предприятий, а также условий, необходимых для их становления в качестве основного сектора экономки [3, c.135–137].

Итак, государственная система поддержки малого бизнеса представлена:

– Государственно нормативно-правовыми актами, направленными на поддержку и развитие малого предпринимательства;

– Государственным аппаратом, состоящим из государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, регулирующих данную сферу;

– Государственной инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, в которую входят некоммерческие и коммерческие организации (деятельность которых по отношению к малому бизнесу поощряется со стороны государства).

  1. Главным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководством их реализации занимается Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

  1. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне.

Российская Федерация на данный момент обладает всеми видами структуры поддержки малого предпринимательства, которые имеют промышленно развитые страны. Система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства являются основой государственной инфраструктуры.

Например, фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать информационную и консультативную помощь, финансовую поддержку людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму. Так же он может оказывать организационную помощь (предоставляя базу данных, с указанием людей, желающих получить работу данной специальности) [4, c. 4–7, 70–83].

Кроме того, одним из важных институтов в сфере поддержки малого предпринимательства являются нормативно-правовые нормы. В первую очередь они закрепляют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства.

Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, которая была одобрена Государственным Советом РФ в декабре 2001 года, представляет собой систему принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства. Одними из задач концепции являются: формирование благоприятной правовой среды; введение ответственности должностных лиц за действия (бездействия), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий; обеспечение финансовой поддержки со стороны государства.

Так же немаловажное значение для развития малого предпринимательства имела реализация Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», предусматривавшего ежегодное принятие федеральных программ поддержки малого предпринимательства.

Стоит отметить Федеральный закон N 209-ФЗ 2 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и т. д. [5, c.141–144].

Это далеко не полный перечень возможных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельности малого предпринимательства. Но, исходя из него, нельзя не отметить активное участие и поддержку данного вида деятельности со стороны государства.

Недавно правительством Российской Федерации было подписано постановление, вступающее в силу с 1 августа 2016 года, которое увеличивает в 2 раза предельные значения выручки для отнесения компаний к категориям малого и среднего бизнеса. Так, это дает возможность новым фирмам претендовать на господдержку, пользоваться преференциями, которые предоставляются государством для поддержки малого и среднего бизнеса [6].

В феврале-мае 2010 года было проведено анкетирование для оценки ситуации в российском сегменте растущего малого и среднего бизнеса в 94 растущих малых и средних предприятий в различных регионах Центрального, Северо-Западного, Сибирского и Южного федеральных округов. Анонимность анкеты позволила получить достаточно полные и прямые ответы руководителей предприятий.

Исследование показало, что подавляющее большинство опрошенных респондентов — практически 90 % растущих малых и средних предприятий нуждаются в поддержке со стороны государства и коммерческих структур (рис. 1).

Рис. 1. Нужна ли вашей компании поддержка со стороны государственных и негосударственных организаций в ближайшие годы?(группировка по размеру бизнеса)

Каковы же наиболее востребованные виды поддержки? (рис.2)

Рис. 3

Как видно, наиболее востребованными среди обоих видов бизнеса являются финансовая поддержка, информационная и поддержка в области обучения руководства и переподготовки специалистов. Так же стоит отметить, что все виды поддержки более востребованы малым бизнесом, нежели средним [7, c. 16–18].

Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что малое предпринимательство в нашем государстве нуждается в активной поддержке. Следует подчеркнуть, что на данный момент со стороны государства в сфере малого предпринимательства ведется активная политика, основанная, прежде всего, на нормативно-правовом законодательстве.

Литература:

  1. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика.- М.: Высшая школа, 2000
  2. Артамонов В. С., Попов А. И., Иванов С. А., Уткин Н. И., Алексеев Е. Б., Махлаев А. Н. Микроэкономика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2009
  3. Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. –Казань: КГУ им В. И. Ульянова –Ленина, 2008
  4. Под ред. В. А. Козбаненко. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах. — М., 2002. Т. 1
  5. Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. –Казань: КГУ им В. И. Ульянова –Ленина, 2008
  6. Зыкова Т. Больше малых и средних компаний получат поддержку от государства // Российская газета. 2016. 7 апреля
  7. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. –М., 2010

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

moluch.ru

Государственная поддержка малого бизнеса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики…………………. 6

1.1 Сущность малого бизнеса……………………………………………………………. 6

1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике……………………………. 10

1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике…………………….. 13

Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах………………………………………………………………………………………….. 16

2.1 Прямая поддержка малого бизнеса…………………………………………….. 16

2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………………. 19

2.3 Применение опыта зарубежных стран………………………………………… 20

Глава 3. Малое предпринимательство в Ярославской области…………… 24

Заключение…………………………………………………………………………………….. 27

Список использованных источников и литературы……………………………. 29

Приложение…………………………………………………………………………………… 31

«Малые возможности часто

становятся началом

великих деяний»

Демосфен[1]

История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. По сути, малые предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, еврейский календарь и римское право[2] .

В настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах мира, а его развитие во многом зависит от государственной поддержки, поэтому изучение вопроса о мерах государств мира в отношении малых предприятий является актуальным .

Объектом изучения данной курсовой работы являются меры государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом, а предметом – изучение сходств и различий влияния государства на развитие малого предпринимательства в разных странах мира.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды Н.К.Сирополиса, В.З.Черняка, М.Г.Лапусты, Ю.Л.Старостина, В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара, В.П.Колесова, М.Н.Осьмовой, В.Д.Грибова[3] . Наличие трудов, повещенных изучению малого бизнеса в России и за рубежом, свидетельствует о том, что проблема достаточно неплохо изучена. Однако, до сих пор в ней больше вопросов, чем ответов. Наиболее принципиальные вопросы касаются самой сущности малого бизнеса и мер государства по его поддержке в разных странах мира.

Наиболее полно и подробно тема малого предпринимательства раскрыта в труде М.Г. Лапусты, Ю.Л. Старостина «Малое предпринимательство». В нём подробно дается характеристика малого предпринимательства, его субъектов. Также изложены и меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Не менее богат по содержанию и труд В.Д. Грибова «Менеджмент в малом бизнесе», в котором более подробно раскрыты понятие «малый бизнес» и его роль в современной экономике.

В труде В.З. Черняка «Введение в предпринимательство» даётся понятие субъектов малого предпринимательства. В данной книге оно рассматривается на основе Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятого 14 июня 1995 г.

Несомненно, все труды, посвящённые теме государственной поддержки малого предпринимательства, представляют огромный интерес. Таким образом, проблема государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом остаётся до сих пор актуальной .

Именно поэтому, целью исследования является изучение поддержки малого предпринимательства государством. В центре нашего внимания находится анализ таких источников, как Конституция РФ, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также мнений и выводов ученых. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике,

2. Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах,

3. Рассмотреть малое предпринимательство в Ярославской области

Что касается методов исследования , то работа базируется на сравнительном анализе статей источников, а также критическом анализе ряда работ ученых, уделяющих внимание в своих трудах изучению проблем малого бизнеса в современной экономике.

Источниковая база курсовой работы представлена Конституцией РФ[4] , Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[5] .

Конституция, как основной закон государства, обладает высшей юридической силой. В России действует Конституция, приятая 12 декабря 1993 года. Она определяет общую форму поддержки государством малых предприятий. Федеральное законодательство направлено на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В целом, раскрытию поставленных задач подчиняется и структура курсовой работы. Она состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы, а также приложения. Во введении сделана попытка раскрыть актуальность проблемы, степень её изученности; поставлены цель и задачи исследования; дана характеристика источниковой базы. В свою очередь, основная часть делится на три главы. Первая глава, посвященная изучению малого бизнеса как основы современной экономики, состоит из 3 параграфов, в которых исследуются сущность малого предпринимательства, его роль в современной экономике и его проблемы в российской экономике. Вторая глава раскрывает меры государственной поддержки малого бизнеса в России и зарубежных странах и состоит из 3 параграфов, в которых рассмотрены 2 вида государственной поддержки малого предпринимательства: прямая и косвенная, а также применение опыта зарубежных стран. Третья глава посвящена малому бизнесу в Ярославской области.

В заключении подводятся итоги проделанной работы. Приложение представляет собой схему «Допустимая численность занятых на предприятиях малого бизнеса по отраслям». Данная структура работы позволяет максимально точно и последовательно рассмотреть выдвинутую проблему исследования.

1.1 Сущность малого бизнеса

Бизнес – это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.

Малый бизнес в настоящее время – широко распространённое явление. Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия.

Часто определение малого бизнеса связывают с критериями, по которым разделяют малое, среднее и большое предпринимательство: численностью персонала (занятых работников), величиной оборота (прибыли, дохода), величиной активов, размером уставного капитала. По данным Всемирного банка, общее число критериев, по которым определяют малое предпринимательство, превышает 50. Но почти во всех развитых странах первым критерием для малого бизнеса является численность работающих на предприятии.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций/объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней[6] , представленных в таблице 1 (см. приложение).

Изучая численность занятых на предприятии, представленную в таблице 1, можно сделать вывод о том, что она является оптимальной для сфер малого бизнеса, то есть такого количества занятых на малом предприятии людей достаточно для ведения малого бизнеса. И чем меньше товарооборот в определённой от

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *