Налог на бизнес в россии – какие налоги платят фирмы в 2019 году

Содержание

Малый бизнес и налоги: кто кого? | Бизнес

Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции

С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

Применять специальные налоговые режимы становится сложнее

Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки.

Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые».

Имущественные налоги продолжают расти

В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Малый бизнес продолжит сокращаться

Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.

Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне.

www.forbes.ru

В России захотели резко увеличить налоги на малый бизнес

Минэкономразвития (МЭР) РФ с целью ежегодной индексации налогов для малого бизнеса предлагает поднять с 2020 года единый налог на вмененный доход (ЕНВД), заменяющий налоги патент, а также торговый сбор на 4,9% относительно 2019 года.

Все эти режимы используются малым бизнесом, и годом ранее рост этих налогов составил лишь 2,5%, сообщает РБК.

Исходя из расчетов агентства, при прочих равных условиях в 2020 году ЕНВД, патент и торговый сбор повысятся на 4,9%. В частности, для ЕНВД это будет самым значительным ростом с 2015 года (тогда ставка этого налога увеличилась на 7,5%).

Хотя в абсолютном выражении рост налоговой нагрузки не так уж велик, практика показывает, что микробизнес часто страдает и в таком случае, констатирует эксперт «СКБ Контур» Наталья Никитченко.

По ее словам, ЕНВД — самый популярный налоговый режим в секторе малого бизнеса, и «очередное повышение выбьет из колеи предпринимателей, во всяком случае какую-то их часть».

Напомним, 10 июля первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов объявил, что его ведомство не рассматривает возможность продления единого налога на вмененный доход (ЕНВД) после 2020 года. По словам главы Минфина, «ЕНВД оказался не самым эффективным с точки зрения работы режимом». «Через ЕНВД, мы видим, происходит существенное уклонение от уплаты налогов», — заявил Силуанов в Совете Федерации.

Особенность ЕНВД заключается в том, что налог взимается с предполагаемого, а не с фактического дохода. Это означает, что реальные объемы денежных поступлений на сумму платежа в бюджет никак не влияют. При этом плательщики ЕНВД освобождены от ряда платежей: налога на прибыль (для юридических лиц), НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей), НДС (кроме операций по импорту) и налога на имущество (за исключением имущества, которое оценивается по кадастровой стоимости). ЕНВД применяется только к отдельным видам деятельности, а не к организации в целом.

Еще в мае 2016 года Госдума продлила действие ЕНВД до 1 января 2021 года. Ранее предполагалось, что его действие должно было прекратиться 1 января 2018 года.

Тем временем председатель правительства РФ Дмитрий Медведев убежден, что долю работающих в малом бизнесе россиян необходимо доводить до половины от числа занятого населения страны. Об этом он заявил 27 сентября на встрече с президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александром Калининым.

Тот напомнил, что в рамках нацпроекта в малом бизнесе должно быть «занято не 19 миллионов человек, а 25 миллионов, чтобы доля была не 22%, а 32%».

В связи с этим премьер заявил, что «в любом современном обществе, в любой современной экономике вклад малого бизнеса весьма существенный».

«Скажу больше: даже те цифры, которые Вы (Калинин — ред.) сейчас обозначили и которых мы должны достичь, то есть больше 30%, — это все равно не предел. В большинстве стран с современной структурой экономики малый бизнес составляет в районе 50% от числа занятого населения. Наверное, это те цели, которые мы должны ставить перед собой на ближайшие годы, десятилетия и стремиться к ним», — подчеркнул Медведев.

Глава «Опоры России» также сообщил, что вклад малого бизнеса РФ в валовой продукт с 2015-го по 2018 год включительно вырос с 18 до 22,3%. Более того, по оценкам Росстата, за прошлый год только оборот малых и средних предприятий вырос на 10%.

Однако еще в августе Институт экономики роста имени Столыпина представил данные, согласно которым число предприятий малого и среднего бизнеса по итогам I полугодия 2019 года уменьшилось на 7-8% год к году (минус 18,3 тыс. малых и минус 1,5 тыс. средних).

Впрочем, позже первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов объяснил, с чем связано сокращение количества малых и средних предприятий (МСП) в России. «Если посмотреть на перечень малых и средних предпринимателей, которые зарегистрированы в реестре малого и среднего предпринимательства, происходит небольшое сокращение. С чем это связано? Это связано с тем, что целый ряд МСП переходят в разряд более крупных предпринимателей. Таких за последний год составило около 3 тысяч предприятий», — заявил глава Минфина.

Добавим, что в конце августа рабочая группа Госсовета РФ выступила с инициативой снизить конечную ставку кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с 8,5 до 6,5% годовых с целью активизации программы льготного кредитования МСП.

www.rosbalt.ru

Налогообложение бизнеса | Моё дело

Рады приветствовать всех начинающих бизнесменов в нашем блоге «Мое дело»! Эта рубрика сайта будет посвящена вопросам налогообложения бизнеса. В этой статье я сделаю краткий обзор темы, изучим основные виды налогов и сделаю их краткий обзор.
Итак, Вы открыли свое дело, и тут же возник вопрос с налогами. Существует 5 основных видов налогообложения бизнеса: ОСНО, УСН, ЕСХН, ПСН, ЕНВД. Это список стандартных форм налогообложения. Чем они различаются? Рассмотрим кратко каждый из них.

Общая система налогообложения (ОСНО)

Общую систему налогообложения можно смело назвать основным видом налогов, по сути это единственная система налогообложения. Другие же виды созданы просто для снижения налоговой нагрузки для небольших организаций.
При регистрации любого вида бизнеса Вы будете использовать именно этот вид налогообложения. После же можно перейти на другой вид для большего удобства.

ОСНО состоит из налога на имущества, НДС (10-18%) и налога на прибыль. Последний разделяют разными процентами — для ИП он составляет 13%, для остальных форм собственности — 20%.

Для ОСНО необходимо вести бухгалтерский баланс и ежеквартально сдавать отчетность.
ОСНО не самый удобный вид налогообложения, у него есть свои минусы — много бумажной работы, для которой потребуется бухгалтер. В других же видах налогообложения Вы сами можете управлять процессом.
Более подробно читайте в разделе: налогообложение ОСНО.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Данная система в первую очередь подходит для обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Большинство организаций оптовой торговли, производства и некоторые розничные торговые фирмы используют именно этот вид налогообложения.

Отчетность по УСН сдают один раз в год в виде налоговой декларации. Сроки, в которые она сдается установлены так: для ИП — до мая, для других организаций — до апреля. Платежи по налогу производят ежеквартально. Такие платежи называются авансовыми платежами.
Большую часть видов деятельности можно перевести на УСН.
Более подробно читайте в разделе: налогообложение УСН.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Если Ваш бизнес в сфере сельского хозяйства — это Ваш вид налогообложения. Им облагаются фермеры, предприниматели и другие организации, чья деятельность — это выращивание, переработка продуктов питания.

У ЕСХН есть интересные преимущества над другими видами налогов.

Более подробно читайте в разделе: налогообложение ЕСХН.

Патентная система налогообложения (ПСН)

ПСН можно применить не ко всем видам деятельности и доступен только ИП. К каким конкретным видам деятельности можно применить ПСН определяет местный муниципалитет.

Суть ПСН — налог является патентом, которым владеет индивидуальный предприниматель для конкретного вида деятельности. Патент действует только в том регионе, в котором был получен.
У патента есть свой срок действия — он может быть от одного месяца до 1 года. Стоимость патента считают установленным порядком по специальной формуле.
Более подробно читайте в разделе: налогообложение ПСН.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Самое популярное использование ЕНВД — среди ИП, после них идут ООО. В чем же особенность данной системы налогообложения?

  • Небольшие фиксированные платежи;
  • Отчетность меньше в сравнении с другими системами;
  • Отсутствие необходимости в кассовом аппарате для торговли;

Если у Вас деятельность в сфере услуг — этот вид больше всего подойдет, он будем самым выгодным.

Учитывайте, у ЕНВД есть ограничения по характеристикам организации. В некоторых случаях применение этой системы налогов невозможно — например большая торговая площадь. Так же есть ограничения по видам деятельности, только утвержденным в списке видам разрешается использовать ЕНВД.

Расчет суммы налога производят по формуле, эта сумма с каждым годом уточняется коэффициентами.

Более подробно читайте в разделе: налогообложение ЕНВД.

delo.pw

важный вопрос при ведении деятельности

Сегодня налогообложение бизнеса в России заставляет всерьез задумываться о доступности ведения собственного дела. В законодательстве выделяются статьи, которые заставляют регулярно перечислять большие суммы в казну. Причем они сразу превращаются в дополнительный ощутимый расход, притормаживающий развитие.

Часто из-за них сразу после открытия появляются сложности, заставляющие влезать в долги и кредиты или длительно изымать деньги из оборота.

ИП – варианты системы налогообложения

Оформление ИП – простой и доступный вариант начала своего дела. Для этого не нужно сталкиваться с кипами документов, а значит, можно спокойно и сразу приступать к работе.

Однако важным моментом является налогообложение бизнеса. О нем должны помнить руководители фирм, заранее подбирая оптимальный вариант. Разумеется, появиться на рынке удастся исключительно после регистрации, так что следует выбрать оптимальный вариант.
Только не нужно опрометчиво соглашаться на первое же предложение.

На самом деле именно налогообложение ИП отличается разнообразием. Из-за этого приходится обращаться к обширному списку, который позволит подробно описать каждый вариант. Причем нет никаких условностей, все данные взяты из налоговой инспекции.

Какие же виды налогообложения доступны индивидуальным предпринимателям? Это:

  1. Упрощенная система налогообложения.
  2. Единый налог на вмененный доход.
  3. Патентная система налогообложения.

Руководители часто рассматривают общую систему налогообложения, доступную для ИП с выплатой НДФЛ в размере 13%, но на первых этапов развития она приносит только затраты.

Так что лучше обратиться к двум предлагаемым вариантам. Причем их подробное описание подтвердит правильность выбора человека.

Упрощенная система налогообложения

Сегодня налогообложение ООО и ИП чаще всего осуществляется по упрощенной системе. Такой выбор позволяет перечислять относительно небольшие суммы в казну государства. Они рассчитывают по одной из двух формул:

  • 6% от общего дохода организации;
  • 5-15% от разницы между доходами и расходами.

Причем точный процент зависит от регионального отделения и устанавливается в индивидуальном порядке.

На первых этапах развития бизнеса такой вариант заставляет отдавать львиную долю доходов, поэтому такая система обычно выбирается для ООО. Ее главным преимуществом является:

  • возможность перечисления денежных средств единственный раз в квартал;
  • подача отчетов лишь 1 раз в год.

Хотя некоторые люди стараются обмануть государство, скрывая часть собственных доходов. После очередной проверки обман раскроется.

Единый налог на вмененный доход

Наиболее распространенным вариантом расчета сборов для ИП является единый налог на вмененный доход. В этом случае предприниматели регулярно перечисляют одинаковые суммы, а проверки прибыли становятся лишь банальностью.

Однако даже такой вариант зависит исключительно от доходов. Подсчет размера отчислений зависит от:

  • рода деятельности;
  • региона;
  • торговых площадей;
  • иных факторов.

Соответственно, узнать подробности удается только в инспекции.

Выбор ЕНВД зависит только от пожелания руководителя. Ему нужно соразмерить суммы при различных видах налогообложения и правильно вести бухгалтерию, чтобы впоследствии не тратить лишние деньги на регулярные сборы.

Хотя обычно постоянные размеры отчислений намного полезнее и практичнее частых проверок и подсчетов.

При ведении бизнеса важно не только выбрать систему налогообложения. Различные виды деятельности требуют получения лицензии. Подробнее тут. Если речь идет об интеллектуальной собственности, то организации необходимо получить патент. Все о патентовании в России читайте в этой статье.

Патентная система налогообложения

Еще одним предлагаемым вариантом является патентная система налогообложения. Она появилась недавно, но быстро заинтересовала индивидуальных предпринимателей.

Ее главным преимуществом является полное освобождение от уплаты налогов после предварительного приобретения патента на срок от 1 до 12 месяцев. Причем можно не беспокоиться о проверках, занимаясь определенной деятельностью.

Такие системы налогообложения малого бизнеса стали помощниками для руководителей. Им удается избавиться от неожиданных затрат, заранее выплатив сборы. Из-за этого начало собственного дела не связано с какими-то сложными формальностями или длительным оформлением документов.

ООО – варианты системы налогообложения

ООО – сложные организации, требующие оформления полного пакета документов. Разумеется, на этот процесс в некоторых случаях уходит несколько месяцев, поэтому надеяться на быстрый старт не приходится. Причем налоговые сборы в этом случае играют важнейшую роль, а значит, их нужно обсудить.

Какие же системы выплат доступны руководителям? Это:

  • Общая система налогообложения.
  • Упрощенная система налогообложения.

Второй вариант подробно рассматривался выше, поэтому лучше рассмотреть первую систему. Такое налогообложение малого бизнеса в России встречается повсеместно, поэтому к нему привлечено всеобщее внимание. Не стоит сразу соглашаться на такой неоднозначный вариант, так как он требует оценки всех преимуществ и недостатков.

Общая система налогообложения

Общая система построена сразу по трем видам налогообложения. Из-за этого расходы организации оказываются значительными. Пожалуй, поначалу лучше отказаться от нее, пока не удастся полноценно воспользоваться всеми преимуществами:

  • налог с прибыли, составляющий 20%;
  • налог на недвижимое имущество;
  • НДС, составляющий 18%.

Так что руководителям сразу приходится сталкиваться с тяжелыми трудностями, которые непросто преодолеть. Интересно, что первый налог исключить нельзя, хоть можно сильно увеличить прибыль. Второй также остается постоянным, а вот третий – пересчитывается в зависимости от затраты на переводы поставщикам.

Почему же такая система полезна? Дело в том, что она позволяет учитывать расходы на страховые взносы сотрудникам. В результате удается посредством разнообразных шагов уменьшать выплаты или полностью отказываться от них. При этом «чистая» прибыль увеличивается, делая предприятие выгодным.

Сейчас виды налогообложения для малого бизнеса обсуждаются в деловых кругах. В законодательстве РФ постоянно появляются дополнительные пункты, которые применяются для уменьшения регулярных отчислений. Соответственно, общие системы – это лишь основные данные, регулируемые на местах различными тонкостями.

prostobiznes24.ru

Проблемы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения, налогообложение малого бизнеса

Малый и средний бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малые и средние предприятия в Европе обеспечивают рабочими местами около 67 % занятого населения и производят 58 % валовой добавленной стоимости [5, с. 4]. Данный сектор экономики отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики. Малый бизнес наиболее остро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и налогового законодательства, формирует необходимую атмосферу конкуренции, выступает в роли источника формирования среднего класса, обеспечивает политическую и социальную стабильность в обществе и оказывает существенное влияние на предпринимательскую активность региона. Однако в России вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт и занятость населения составляет около 20 % и 25 % соответственно.

Несмотря на то, что развитие данного сектора является одной из приоритетных целей в государственной политике и принимаются специальные законы, указы, постановления и другие нормативные акты, направленные на поддержку малого предпринимательства, в настоящее время доля малого бизнеса очень низка. Сами предприниматели связывают это с плохим предпринимательским климатом в стране. По итогам исследования, проведенного «Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства» в 2015 году 53,4 % предпринимателей заявили об ухудшении условий для ведения деятельности, причем более 10 %—об ухудшении серьезном. При этом самыми важными проблемами предпринимателями названы острая конкуренция (27,3 %), проблема с доступом к кредитам или другим формам заемного финансирования (23,5 %), а также высокий уровень налогов [6, с. 10]. В сложившихся условиях ведения бизнеса предприниматели нуждаются в активных шагах навстречу бизнесу со стороны государства. К числу наиболее ожидаемых мер государственной поддержки опрошенные предприниматели относят в первую очередь снижение налоговой нагрузки (65,4 %). Из числа мер, нацеленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса и попавших в Антикризисную программу Правительства, наиболее ценными опрошенные руководители предприятий признали все решения по снижению налоговой нагрузки — двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и возможность регионов снижать ставки по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход [6, с. 11].

Таким образом, традиционно к числу наиболее значимых факторов, влияющих на развитие предпринимательского потенциала в экономике, относят проводимую налоговую политику. Российские предприниматели имеют право выбирать систему налогообложения своего бизнеса. Существует два вида налоговых режимов [2]:

  1. общий режим налогообложения малых предприятий;
  2. специальные режимы:

− единый сельскохозяйственный налог;

− упрощенная система налогообложения;

− упрощенная система, основанная на патенте;

− единый налог на вмененный доход.

Специальные режимы являются более приемлемыми для малого бизнеса, так как они несут в себе пониженную налоговую нагрузку и позволяют предоставлять упрощенную отчетность. Однако действуют законодательные ограничения, по которым не каждое предприятие имеет право применять тот или иной упрощенный режим.

Мировой экономический кризис стал серьезным испытанием для сложившейся в России модели экономического роста. Однако в 2010–2011 гг. российская экономика стала довольно уверенно восстанавливаться. Вместе с тем, уже с III квартала 2012 года стало заметно замедление роста ВВП. Эта тенденция сохранилась и в 2013–2014 гг., а в 2015 году прирост ВВП стал отрицательным [4]. Одной из ключевых возможностей вывода экономики страны из кризисного состояния является стимулирование малого бизнеса. Таким образом, проблема оптимизации налоговой системы Российской Федерации в секторе малого предпринимательства в текущих условиях становится критически важной.

Первым недостатком налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации является высокое налоговое бремя. Система налогообложения в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [1]. Действующая система налогообложения не учитывает особенности издержек малого предпринимательства. Основным источником ресурсов для инвестиций в развитие малых предприятий традиционно выступают собственные средства. При этом в усложняющихся кризисных условиях бизнесмены в большей степени склонны рассчитывать только на свои силы и полностью отказываться от заемных средств. Связано это и с ростом процентных ставок и ужесточением требований банков к залогам и финансовому состоянию заемщиков. В связи с этим применение общего режима налогообложения становится выгоднее для средних и крупных предприятий, имеющий доступ к заемным средствам и использующим их на финансирование развития. Кроме того, установление ставок налогов происходит без достаточного анализа и учета их экономического влияния на производство, стимулирование инвестиций, а также на создание условий, препятствующих уходу налогоплательщиков от уплаты налогов. Так, увеличение в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к уходу с рынка около полумиллиона предпринимателей; а предложение Минэкономразвития РФ в 2016 году увеличить единый налог на вмененный доход для малого бизнеса повлекло превентивный массовый переход малых предприятий на другие системы налогообложения или закрытие бизнеса, что не позволит реально увеличить поступления от данных видов налогов в бюджет и поспособствует уходу части предприятий в теневой сектор.

Налоговая политика, направленная только на решение задачи пополнения бюджета, а не обеспечение экономического роста, в долгосрочной перспективе влечет уменьшение налоговой базы. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка сокращает возможности накопления средств, необходимых для развития производственной базы, что ведет к прекращению деятельности предприятий, уходу их в теневой бизнес, или переориентацию на отрасли с более быстрым оборотом капитала.

Так, в настоящее время, среди отраслей малого предпринимательства преобладает торговля, что вызывает некую настороженность, так как преимущественное развитие отрасли, не создающей добавленную стоимость, опасно для экономики и общества.

С целью построения сбалансированной и самодостаточной экономики, государство должно повышать привлекательность малого бизнеса, функционирующего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Такой малый бизнес должен получать особые налоговые льготы, так как производственная деятельность сопряжена с высокими затратами, требует использования технологий, оборудования, квалифицированного персонала.

Следующей проблемой налогообложения малого бизнеса в России является постоянное изменение налогового законодательства, что затрудняет не только ведение бизнеса, но и работу самих налоговых служб. Нестабильность законодательства увеличивает издержки малого бизнеса сильнее, чем крупного и среднего бизнеса, так как получение информации об изменениях в порядке уплаты, оформлении документов и т. п. (даже если она общедоступная и бесплатная) сопряжено с определенными издержками, а использованы полученные результаты будут для абсолютно разных масштабов производства и реализации. Кроме того, как правило, вносимые изменения усложняют необходимую налоговую отчетность для предпринимателей. В связи с чем на малый бизнес ложатся более высокие удельные временные, денежные и психологические издержки, связанные с ведением налогового учета. При этом неправильное оформление документов или ошибки в сроках их подачи и уплаты налогов вследствие частоты изменений законодательства грозят предпринимателю большими штрафными санкциями.

Еще одной проблемой налогообложения малого бизнеса является сложность системы налогообложения. В настоящее время предприниматель должен обладать профессиональными знаниями по учету и налогообложению, чтобы самостоятельно уплачивать налоги, или нанимать высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам, что не соответствует потребностям бизнеса и отвлекает денежные средства из производства. Большое количество налогов и сборов приводит к тому, что даже профессиональные бухгалтеры допускают ошибки, в результате которых предприятие вынуждено платить пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, обязательные элементы налогов не всегда однозначно указаны в законодательстве, что приводит к появлению спустя некоторое время после внесения изменений различных инструкций с разъяснениями того, как те или иные налоги необходимо правильно считать, что так же усложняет ведение бизнеса.

Осложняет ситуацию с налогообложением малого бизнеса и низкая финансовая грамотность предпринимателей и недостаток информирования о программах государственной поддержки. В настоящее время государством проводится политика по стимулированию малого и среднего бизнеса. Наиболее распространенной формой такой поддержки является выделение из государственного бюджета целевой финансовой поддержки, направленной на развитие компаний определенных приоритетных сфер деятельности. Еще одним способом поддержки выступает введение упрощенных форм сертификации и лицензирования, предоставление льгот для участия в ярмарках и выставках, а также скидок на рекламные акции. Начинающие предприниматели имеют возможность получать бесплатные юридические консультации. Предоставляются ряду представителей малого бизнеса и налоговые каникулы.

Однако большинство предпринимателей не знают о существовании большого количества форм государственной поддержки, в том числе и налогового характера, что обуславливает необходимость совершенствования информационного обеспечения государственных инициатив. Повышение финансовой грамотности среди населения, проведение мероприятий, направленных на информирование представителей малого бизнеса о существующих мерах государственной поддержки, а также на пояснение осуществляемых изменений в налоговом законодательстве и широкая огласка таких мероприятий в средствах массовой информации могут отчасти решить названную проблему.

Таким образом, в настоящее время возникает вопрос противоречия сугубо фискальной направленности налоговой политики и стратегическим планом правительства по стимулированию роста малого и среднего предпринимательства к 2020 году. В роли основных направлений государственной поддержки малого бизнеса выступают, в первую очередь, создание благоприятного предпринимательского климата и развитой инфраструктуры, устранение существующих нормативно-правовых и административных барьеров, а также расширение доступа к инвестиционным ресурсам. Частные предприниматели нуждаются в системной финансовой, информационной и организационно-методической помощи. Только последовательная и отлаженная работа по названным направлениям поможет повысить эффективность и привлекательность малого предпринимательства в России, и занять данному сектору долженствующие позиции в экономике.

В свою очередь, налоговая политика не должна ограничивать положительный эффект государственной поддержки малого предпринимательства, выступать тормозом развития. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка, большое количество необходимой отчетности, сложное законодательство снижают привлекательность данного сектора, вынуждают предпринимателей искать законные и незаконные способы уклонения от налогов, уводят бизнес в «тень», что в конечном итоге уменьшает величину собранных налогов.

Необходимо повышение эффективности системы налогообложения малого бизнеса, приведение ее в соответствие с современными российскими реалиями. Необходимо найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства, перейти от реализации фискальной к стимулирующей функции налогов. Однозначная, стабильная и справедливая система налогообложения сделает данный сектор более привлекательным для предпринимателей. В свою очередь, борьба с недобросовестной конкуренцией, коррупцией и незаконными налоговыми льготами, предоставляющимися совсем не тем, кто в них особенно нуждается, перекрытие каналов перетока денежных средств в теневой сектор и в оффшорные зоны за рубеж позволит сократить нелегальный бизнес, не затрагивая интересы честных предпринимателей.

В заключение отметим, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. Понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

Литература:

  1. Доброва М. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса / М. А. Дробова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: www.scienceforum.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: nalog.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  3. Панов А. С. Проблемы налогообложения малого предпринимательства в Приморском крае / А. С. Панов // Современные научные исследования и инновации. 2014. — № 5. — URL: http://web.snauka.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  4. Произведенный валовой внутренний продукт. Годовые данные в детализированной разработке (в текущих ценах) // Росстат. — URL: www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2016)
  5. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 23 с. –URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  6. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 59 с. URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 09.11.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, предприниматель, система налогообложения, налоговая нагрузка, налоговое законодательство, единый налог, Россия, налоговая политика.

moluch.ru

Налогообложение малого бизнеса в России

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности ? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами. Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела. Ведь не секрет, что в России сейчас весь капитал (около 80%) сосредоточен в руках 10 крупнейших Московских банков таких как ОНЕКСИМ, МЕНАТЕП, РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ, МОСТБИЗНЕСБАНК и других.

Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США — где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию — с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *